Состоялось очередное заседание Совета ТПП РФ по таможенной политике. Вел мероприятие председатель Совета, вице-президент ТПП РФ Георгий Петров. Были обсуждены три вопроса: о применении приказа ФТС России от 17.09.2013 № 1761, касающегося процедуры таможенного декларирования и выпуска (отказа в выпуске) товаров в электронной форме; об электронном декларировании таможенной процедуры таможенного транзита; о ходе реализации «дорожной карты» «Совершенствование таможенного администрирования».
При обсуждении вопросов повестки дня участники заседания неоднократно подчеркивали важность в нынешнее кризисное время относиться к новациям таможенного законодательства максимально осторожно; как отметила заместитель председателя Совета, глава таможенного холдинга «Группа Тарго» Татьяна Круглова, главное сегодня – не навредить таможенному бизнесу в условиях резкого падения импортно-экспортных операций, не подорвать компании, работающие на этом непростом рынке.
Советник Союза нефтеэкспортеров России «СОНЭК» Олег Гришин выступил по первому вопросу – о применении приказа ФТС России от 17.09.2013 № 1761 («Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля»).
Приказ вступил в силу осенью прошлого года и, по словам Олега Гришина, создал дополнительные трудности для нефтеэкспортеров. Есть определенные нестыковки и противоречия приказа с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза. Пунктом 29 введен дополнительный электронный документ. Оформление товара усложнилось и удлинилось. Ведущий консультант Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Григорий Боярский представил позицию ведомства по обсуждаемому вопросу. По итогам обсуждения для выработки решения данного вопроса признано целесообразным провести совместное совещание с привлечением ОАО «РЖД».
По второму вопросу выступили руководитель департамента по работе с государственными органами ООО «ФИТ» Людмила Пулина и начальник отдела методологии и организации функционирования единой транзитной системы Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Константин Кухтов. Вопрос касался проведения эксперимента по совершению таможенными органами таможенных операций при таможенном декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме в соответствии с Распоряжением ФТС России от 18 февраля 2015 г. № 62-р. По мнению Л.Пулиной, бизнесу очень важно ознакомиться с результатами проводимого ФТС эксперимента, поскольку имеется очень много замечаний по процедуре оформления транзитных грузов в пунктах пропуска, например, в портах, которая приводит к большой потере времени. К.Кухтов, представляя позицию ФТС России, подчеркнул, что пока результаты эксперимента не ясны. Крупные перевозчики не спешат воспользоваться новой возможностью, ну, а малые вообще не проявили особого интереса. В настоящее время разрабатывается новая версия соответствующего приказа ФТС России. По мнению участников заседания, целесообразно оптимизировать подходы ФТС России к проведению указанного эксперимента и проводить его на тех постах, где проходят основные транзитные грузовые потоки. По итогам обсуждения достигнута договоренность провести дополнительный мониторинг реализации эксперимента и по его результатам направить конкретные предложения в ФТС России.
О ходе реализации «дорожной карты» «Совершенствование таможенного администрирования» сообщил вице-президент «Деловой России», руководитель Рабочей группы по мониторингу реализации упомянутой «дорожной карты» Виталий Сурвилло. Из 59 пунктов «карты» 39 выполнены, 14 – в процессе активного исполнения, а вот 6 пунктов весьма сложны в исполнении и пока не выполнены. Виталий Сурвилло подробно рассказал о сложностях, с которыми сопряжено выполнение упомянутых 6 пунктов.
Выполнение мероприятий дорожной карты затруднено еще и установленными сжатыми сроками (до конца 2015 года). При этом таможенная служба и участники ВЭД понимают, что большинство мероприятий качественно выполнить в такие сроки не возможно.
По итогам обсуждения участники заседания обратились к ТПП России с просьбой направить в АСИ предложение о переносе сроков выполнения дорожной карты на более поздний период.
В ходе дискуссии участники заседания обменялись мнениями по ряду других вопросов, представляющих взаимный интерес.
Центр по связям с общественностью и СМИ, А.Бондарь