Комитет по драгоценным металлам и драгоценным камням

Комитет по драгоценным металлам и драгоценным камням

Текущие инициативы

8 октября 2014г.

Материалы к вопросу «Состояние минерально-сырьевой базы золота и перспективы ее развития»


Российская отрасль по добыче и производству золота в последние годы показывает устойчивый рост. В прошлом году Россия вышла на третье место в мире, опередив США. В текущем году общее производство золота в нашей стране может составить 275 тонн, и есть все основания обойти Австралию. Впереди только Китай с рекордным производством золота в 2013 году - 428 тонн.


Одновременно с положительным трендом по добыче золота, сформировались определенные негативные тенденции в нынешнем состоянии российской минерально-сырьевой базы (далее - МСБ) золота:


- произошло исчерпание фонда легкооткрываемых месторождений в регионах с развитой инфраструктурой;


- выбывают из эксплуатации месторождения богатых и легкообогатимых руд, которые замещаются на месторождения с бедными и труднообогатимыми рудами;


- геологоразведочные работы (далее - ГРР) перемещаются в удаленные районы страны со сложными горно-геологическими и климатическими условиями и слабо развитой инфраструктурой;


- прирост запасов происходит в равной степени как за счет проведения ГРР, так и за счет переоценки старых месторождений;


- в нераспределенном государственном фонде недр по золоту осталось несколько малопривлекательных золоторудных месторождений с близкими к забалансовым запасами и труднообогатимыми типами руд;


- ложную картину о якобы высокой обеспеченности страны запасами золота в недрах создает наличие в нераспределенном фонде гигантского месторождения Сухой Лог в Иркутской области (балансовые запасы 1952,9 тонн золота).


Для поддержания достигнутого уровня производства золота и его дальнейшего роста необходимо увеличить объемы ГРР по воспроизводству минерально-сырьевой базы России и продолжить работу по снятию административных барьеров в отрасли.


Россия - одна из немногих стран в мире, которая вкладывает бюджетные средства в проведение геологоразведки, причем в основном на поисковой, самой рискованной стадии геологоразведочного процесса. Однако это обстоятельство до сих пор не стало конкурентным преимуществом российской горной отрасли.


Для повышения эффективности продаж необходимо доводить участки недр до стадии оцененных и разведанных месторождений и продавать их по рыночной цене.


Как нам представляется, подобную функцию мог бы взять на себя специальный государственный фонд по геологоразведке твердых полезных ископаемых.












1.Формирование государственного фонда прямых инвестиций в воспроизводство минерально-сырьевой базы.


Роль новых инвесторов в поисково-оценочные и ГРР, способствующие расширенному воспроизводству МСБ золота в России, должны взять на себя так называемые юниорные компании.


Такие организации в 80-90-ые годы появились за рубежом в силу постепенно складывавшейся отраслевой специализации: юниорные компании ведут серийную, высокоэффективную и быструю геологоразведку, и как только достигают определенного размера запасов и приемлемой для себя рентабельности, продают разведанные месторождения крупным добывающим компаниям (т.н. «мэйджорам») и занимаются следующими объектами.


В настоящее время в России созрели предпосылки для создания организованного рынка юниорных компаний. В последние годы такие компании постепенно появляются в стране. Они, как правило, являются владельцами 2-3, а реже 4-5 лицензий на перспективные участки с прогнозными ресурсами золота, серебра, меди, цинка, вольфрама, никеля и других твердых полезных ископаемых. Параллельно в стране прошел процесс создания независимых сервисных компаний, которые оказывают юниорным компаниям геологоразведочные услуги. В силу завершившейся консолидации в российской золотодобывающей отрасли в стране возникли крупные добывающие компании (на долю 5-6 крупнейших приходится добыча 50% золота), то есть появились стратегические и платежеспособные покупатели разведываемых юниорами месторождений.


Создание рынка юниорных компаний и специализированной биржевой площадки для привлечения инвестиций в такие компании - это долгосрочный инфраструктурный проект и только усилиями частного сектора, то есть без поддержки государства, его не создать. Многочисленные переговоры с частными инвесторами показали, что высокие риски ведения геологоразведки в России будут для них отчасти снижены в случае участия государственных структур в развитии юниорного рынка и при непосредственном участии государственных структур в процессе ГРР. Нужно лишь найти для решения этой задачи правильный финансовый инструментарий.


На Московской фондовой бирже якорным инвестором в области финансирования инновационных технологий для венчурных компаний на фондовой площадке «Рынка инвестиций и инноваций» выступает государственная корпорация «Роснано». Подобный опыт нужно применять в области привлечения инвестиций в российскую геологоразведку.


Меры государственного стимулирования и поддержки должны заключаться в двух основных вещах:


1) создание благоприятной для юниорных компаний законодательной среды (налоговой режим, разрешительные процедуры, упрощение порядка лицензирования);


2) участие в развитии юниорного рынка государственного института развития, выступающего в качестве якорного инвестора в юниорные геологоразведочные компании.


Весьма гибким, не несущим в себе конфликта интересов и максимально рыночным инструментом для поддержки работы юниоров в России мог бы стать государственный фонд по геологоразведке недр, под условным названием «Фонд природных ресурсов России», создание и управление которым было бы целесообразно взять на себя Внешэкономбанку или Российскому фонду прямых инвестиций (РФПИ).


Средства фонда могли бы инвестироваться в перспективные юниорные компании, но не на ранней, поисковой стадии (которая будет, как и прежде, финансироваться в рамках госзаказа), а на этапе оценочной и детальной разведки, а в отдельных случаях - и на стадии доразведки месторождений добывающих компаний, что даст возможность фонду получать максимальную отдачу от инвестиций.


Средства фонда будут вкладываться в юниорные компании на основе со-инвестирования с другими инвесторами из числа фондов прямых инвестиций, частных инвесторов и инвестбанков, что создаст мультипликативный эффект и снизит риски фонда. На первоначальном этапе этот мультипликатор будет составлять пропорцию 1:1 между средствами фонда и частными инвестициями, а через 3-4 года увеличится до соотношения 1:3, что в совокупности даст возможность кратного увеличения финансирования в МСБ страны золота и других полезных ископаемых.


Так как согласно российскому законодательству лицензия на проведение геологоразведки выдается на 5 лет, то срок существования фонда возможно ограничить 10 годами. Если предположить, что первоначально размер фонда будет ежегодно составлять 3 млрд.руб., то есть равняться нынешним ежегодным затратам государства на ГРР по отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней, то при указанном срокесуществования фонда это позволит осуществить два полных цикла инвестирования по 5 лет каждый.


Так как разовые инвестиции в разведку одного месторождения золота находятся на уровне от 20 до 50 млн.дол., данный фонд будет иметь характер розничного фонда, что потребует хорошо отлаженного механизма поиска перспективных проектов и их инвестирования.


Данный фонд мог бы стать соучредителем вышеуказанной фондовой площадки для юниорных компаний, которая со временем стала бы частью Московской фондовой биржи.


Фонд также может быть активным участником изменения существующего горного законодательства, и, в том числе, инициатором процесса по гармонизации российской классификации запасов с международными системами классификации запасов и ресурсов.


Полагаем, что реализация данной концепции позволит уже через 2-3 года запустить в России рынок юниорных компаний и привлечь новые инвестиции в геологоразведку минерально-сырьевой базы страны.












2. Государственно-частное партнерство при реализации проектов по геологическому изучению, разведке и добыче золота.


Такая форма взаимодействия власти и бизнеса как государственно-частное партнерство практически не применяется при реализации проектов по геологическому изучению, разведке и добычи золота.


Тем не менее, потребность в государственной поддержке ощущают многие ведущие золотодобывающие регионы в нашей стране и государственно-частное партнерство должно стать основной формой реализации проектов по геологическому изучению, разведке и добычи золота.


Стоит отметить, что в последние 20 лет идет планомерное сокращение числа разрабатываемых месторождений золота на удаленных и слабо освоенных территориях Сибири и Дальнего Востока из-за высоких рисков частного инвестирования проектов. В этой ситуации весьма целесообразно создание горнопромышленных кластеров по освоению групп сближенных мелкомасштабных месторождений на основе государственно-частного партнерства.


Анализ взаимодействия государства и частного бизнеса в освоении и разработке месторождений золота показал следующие наиболее эффективные формы партнерства:


• возможность софинансирования государством проектов по созданию региональных золотодобывающих холдингов в части проведения ГРР, вложений в коммуникации и инфраструктуру;


• распределение рисков между государством и бизнесом, а также страхование гарантий и обязательств, что делает отрасль привлекательной для инвесторов;


• совершенствование налогового и правового режима в целях привлечения инвестиций и развития золотодобычи;


• снижение удельных затрат общего проекта за счет одновременной разработки групп месторождений;


• увеличение контролируемой государством добычи золота и, как следствие, пополнение золотовалютного запаса страны;


• активное освоение удаленных от федеральной инфраструктуры территорий с образованием высокоэффективных горнопромышленных кластеров;


• привлечение в регионы Восточной Сибири и Дальнего Востока активного работоспособного населения на условиях поддержания соответствующего интересам государства и работников уровня зарплаты.







Об отработке техногенных (россыпных месторождений) и необходимости внесения изменений в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992г. №2395-1«О недрах».


Согласно распоряжению Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 5 июня 2007 г. №37-р техногенные россыпи представлены отвалами вскрышных пород (отвалы торфов), гале-эфельными отвалами и накоплениями илов бывших илоотстойников. По распределению полезных компонентов и их содержаний они резко отличаются от первоначальных природных россыпей. Россыпи отвалов вскрышных работ формируются за счет непромышленных концентраций полезных минералов, содержащихся во вскрышных породах, и маломощных висячих пластов, селективная отработка которых была нерентабельной. Россыпи гале-эфельных отвалов формируются за счет неполноты извлечения минералов из добытых песков вследствие несовершенства применявшихся технических средств обогащения, несоответствия схем промывки технологическим свойствам песков, нарушений технологических процессов. Размер частиц полезных компонентов в этих отвалах меньше, чем в «первичных» месторождениях, хотя иногда могут попадаться и крупные самородки.


В техногенных россыпях золота может быть заключено, по различным оценкам, до 30% (более 500 тонн золота) и более от запасов первичной золотоносной россыпи. Разрабатываются техногенные россыпи обычно открытым и дражным способами.


К техногенным россыпям также могут относиться хвосты обогатительных фабрик, перерабатывающих коренные руды, в том числе поступающие в среду активного гидродинамического воздействия (сбросы в акватории заливов, озер, выноса рек, размывающих хвосты). Важнейшими факторами их образования являются сепарация и обогащение материала в зоне активного волнового воздействия, способствующего возникновению повышенных концентраций полезных минералов преимущественно мелких классов.


С определенной долей условности к техногенным россыпям можно отнести остаточные целиковые части месторождения, частично или полностью погребенные под отвалами (хвостами) предшествующих отработок, состоящие из бортовых, внутриконтурных, недоработанных участков первичной россыпи и охранных целиков. Распределение полезного компонента и средние содержания в них определяются природными условиями залегания «первичных» россыпей. Условием отнесения «остаточных» россыпей к техногенному типу служит соотношение запасов полезного компонента в целиковых участках месторождения и отвалах.


Техногенные месторождения - уникальный источник многих редких и рассеянных элементов. Так, основной источник для получения германия - золы ТЭЦ; рения - пыль обжига молибденовых концентратов; селена и теллура - отходы переработки сульфидных медных руд; кадмия, таллия, индия - полиметаллические руды; галлия - отходы переработки бокситов и нефелинов. Техногенные месторождения становятся все более важным источником многих видов минерального сырья. В развитых капиталистических и развивающихся странах в производится из вскрышных пород среднем до 80% нерудных строительных материалов, из отвалов окисленных медных руд и хвостов обогащения методом бактериального и кислотного выщелачивания до 20% меди (в США свыше 30%). Суммарное содержание полезных компонентов, накапливающихся за 20-30 лет в техногенных месторождениях, сопоставимо, а иногда и превышает их количество в ежегодно добываемых рудах. 


Использование техногенных месторождений - составная часть малоотходной технологии. При этом за счет использования техногенного месторождения существующий уровень промышленного производства может быть обеспечен при уменьшении объёма добычи горной массы на 20-25% (главным образом в результате производства из отходов стройматериалов), снижении общей себестоимости продукции на 10-15%, оздоровлении экологической обстановки в районах горно-перерабатывающих предприятий.


Предпринимательское сообщество считает целесообразным внесение в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. №2395-1«О недрах» следующих изменений: 


1. Предоставлять в пользование техногенные россыпи без проведения конкурсов и аукционов на основании решения комиссии, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются также представители органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр.


2. Разрешить недропользователю проводить без геологического изучения недр добычу полезных ископаемых из техногенных россыпей в границах горного отвода, предоставленного в соответствии с лицензией.


3. Исключить из основных требований к рациональному использованию и охране недр проведение государственной экспертизы и государственного учета запасов полезных ископаемых по отношению к техногенным россыпям, представляющим собой вторичный комплекс переработки сырья.


4. Предоставлять в пользование для добычи техногенные россыпи без проведения государственной экспертизы.


5. Не проводить государственную экспертизу запасов.


Переход на сплошную отработку техногенных россыпей применим не только к золоту, он может быть использован для переработки хвостов рудодобычи других полезных ископаемых, что позволит создать тысячи рабочих мест и будет способствовать наведению экологического порядка на площадях, затронутых горнодобычными работами.


Реализация данных предложений не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и будет способствовать повышению уровня добычи полезных ископаемых и развитию отрасли в целом.






image description Документы
Письмо исходящее № 01в_0457 от 08.10.2014 в Министерство природных ресурсов и экологии РФ.pdf