Торгово-промышленная палата Российской Федерации и участники Форума отмечают, что роль института интеллектуальной собственности в развитии экономики и социальной сферы за последние годы неуклонно возрастает. Институт интеллектуальной собственности в современном мире не только регулирует отношения по созданию и обороту результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, но и во многом определяет структуру мировой экономики, имеет огромное социальное значение, оказывая существенное влияние на динамику и качество общественного развития.
В современных условиях основой для инновационного развития российской экономики и повышения конкурентоспособности отечественных предприятий является решение задач увеличения доли нематериальных активов, эффективная оценка накопленной и создаваемой интеллектуальной собственности, вовлечение в экономическую деятельность результатов интеллектуальной деятельности (далее – РИД).
Решение этих задач, по мнению участников Форума, возможно только на основе:
- интеграции России в мировые процессы создания и использования инноваций;
- модернизации структуры сектора исследований и разработок;
- формирования механизмов стимулирования спроса на инновации;
- развития финансовой инфраструктуры инновационной деятельности;
- создания механизмов поддержки и правовой охраны результатов перспективных коммерческих разработок российских инновационных компаний и изобретателей;
- формирования системы государственной поддержки научного и технического творчества;
- обеспечения эффективной реализации государственных и корпоративных программ инновационного развития;
- совершенствования системы образования, популяризации научной, научно-технической и инновационной деятельности.
Обсудив проблемы, возникающие в процессе создания и использования интеллектуальной собственности, участники Форума отмечают следующее.
1. Принятие в Российской Федерации долгосрочной государственной Стратегии в сфере интеллектуальной собственности (далее – Стратегия) могло бы стать важным механизмом обеспечения единого и комплексного подхода к управлению интеллектуальной собственностью в Российской Федерации.
Разработка и реализация Стратегии призвана выявить ключевые проблемы в этой сфере, обосновать механизмы роста инновационной экономики на основе интеллектуальной собственности, ускорить введение объектов интеллектуальных прав в хозяйственный оборот и их широкомасштабную коммерциализацию.
В Стратегии должна предусматриваться система мер прямой и косвенной поддержки изобретательской деятельности в России, включая налоговые, таможенные преференции, субсидии на снижение кредитных ставок для тех, кто занимается научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (далее – НИР и ОКР) в конкретных отраслях. При этом следует иметь в виду, что поддержка российских производителей, развитие собственных технологических решений (платформ) в конечном итоге обеспечивает национальную безопасность.
В этой связи участники Форума рекомендуют Правительству Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти активизировать работу по разработке проекта долгосрочной государственной стратегии в области интеллектуальной собственности.
2. Процесс коммерциализации интеллектуальной собственности в России является самым слабым элементом институциональной среды инновационной деятельности. В России отсутствует единая система коммерциализации разработок, позволяющая перевести идею в воспринятый рынком продукт. Эффективно работать на рынке создания и последующего внедрения объектов интеллектуальной собственности имеют возможность только те организации, которые обладают достаточными материальными и трудовыми ресурсами. Вовлечение в процесс внедрения инноваций субъектов малого предпринимательства весьма затруднен.
В этой связи федеральные органы исполнительной власти, по мнению ТПП РФ и участников Форума, должны усилить работу по повышению эффективности деятельности институтов развития в сфере инноваций, а также по формированию привлекательных условий для развития инновационного сектора экономики путем применения мер правового, экономического и организационного регулирования.
В этой связи рекомендуем:
- Министерству экономического развития Российской Федерации актуализировать и внести изменения в Стратегию инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Новая редакция Стратегии должна определять приоритеты инновационной деятельности федеральных органов исполнительной власти и институтов развития.
Одновременно следует разработать план мероприятий:
- по формированию механизмов стимулирования спроса на инновации в компаниях, в том числе с государственным участием;
- по повышению эффективности взаимодействия юридических лиц и поставщиков инновационной продукции в рамках Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
- по сокращению сроков внедрения в производство инновационных решений.
Также в 4-ой части Гражданского кодекса Российской Федерации следует решить вопрос о правообладателе результатов интеллектуальной деятельности, полученных в учреждениях и унитарных предприятиях, уточнив одновременно содержание прав этих организаций на РИД как работодателей.
3. В рамках реализации Национальной технологической инициативы (далее – НТИ) и разработки мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году участники Форума обращаются с предложением к Правительству Российской Федерации:
- поручить профильным федеральным органам исполнительной власти разработать государственные программы инновационного развития отраслей промышленности и сельского хозяйства Российской Федерации, планы инновационного развития компаний с государственными участием, инновационных территориальных кластеров, технологических платформ, которые будут взаимоувязаны с мероприятиями дорожных карт НТИ.
Кроме того, в целях обеспечения стимулирования спроса на инновации со стороны государственного сектора экономики предлагаем активизировать разработку «дорожной карты» по переходу на принципы наилучших доступных технологий и внедрению современных технологий.
Результатами разработки и реализации указанных документов должен стать переход к максимально эффективному использованию в бизнес-процессах современных технологических решений, выстраиванию эффективной системы кооперации с научными и образовательными организациями, развитию системы поставщиков.
4. Актуальной проблемой остается повышение эффективности выявления объектов интеллектуальной деятельности в результатах НИОКР и взаимодействия заказчиков и исполнителей НИОКР, в том числе в рамках выполнения государственных контрактов.
Не менее остро стоит вопрос о совершенствовании системы выплат вознаграждений за создание и использование РИД, в частности, в целях стимулирования применения различных форм правовой охраны в зависимости от перспектив дальнейшего использования результата интеллектуальной деятельности.
В связи с этим Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации предлагается:
- разработать единые регламенты в области управления интеллектуальной собственностью для российских государственных корпораций, наукоемких и промышленных холдингов;
- внести изменения в нормативные акты, регулирующие выплату вознаграждений за создание и использование секретов производства (ноу-хау).
5. Отечественный реальный сектор экономики по-прежнему зависим от иностранных технологий, а доля России на мировых рынках наукоемкой продукции незначительна. Это свидетельствует о том, что потенциал науки не полностью задействован отечественной экономикой. Необходимо повысить востребованность исследований, проводимых за государственный счет, и компетенций научных (образовательных) организаций.
В этой связи предлагается:
- рекомендовать заинтересованным государственным заказчикам и институтам развития составить единый рейтинг субъектов предпринимательской деятельности (исполнителей) с целью доведения результатов научно-исследовательских и конструкторских разработок (далее – НИОКРТ) до стадии промышленного производства. Указанный рейтинг должен включать объемы освоенного финансирования и оформления прав на РИД, количество выполненных НИОКРТ и результатов введения в хозяйственный оборот прав на РИД (лицензии, опытное и промышленное производство);
- Правительству Российской Федерации предусмотреть возможность компенсации части затрат на оценку стоимости нематериальных активов при постановке их на баланс отечественных инновационных предприятий за счет бюджетных средств;
- Минобрнауки России рассмотреть применимость для научных и образовательных организаций практики организации центров «открытых инноваций», осуществляющих учет уникальных технологических компетенций авторских коллективов;
- Минобрнауки России совместно с ФАНО России и иными заинтересованными федеральным органами исполнительной власти рассмотреть возможность разработки механизма реализации положений статьи 66.2 ГК РФ и пункта 3.1 статьи 5 Федерального закона № 127-ФЗ «О науке и государственной научно – технической политике» в части оценки результатов интеллектуальной деятельности, вносимых в качестве неденежного вклада в уставный капитал хозяйственных обществ.
6. Вопрос перехода на международный принцип исчерпания права в условиях российского рынка крайне неоднозначен и имеет, как свои недостатки, так и преимущества. Среди основных преимуществ можно, в частности, назвать снижение цен на продукцию за счёт конкуренции между официальными дилерами правообладателя и независимыми импортёрами и расширение ассортимента импортной продукции. Недостатками является увеличение теневого сектора экономики (недекларирование, недостоверное декларирование товаров); сокращение количества официальных импортеров. В результате снижаются таможенные отчисления и налоговые поступления в бюджет, происходит рост цен на продукцию и рост доли контрафактной продукции (после ухода с рынка официальных импортеров).
В этой связи обращаемся с предложением к Минэкономразвития России и Федеральной антимонопольной службе активизировать работу по изменению нормативной базы Евразийского экономического союза в целях применения на его территории регионального принципа исчерпания права, одновременно предусматривающего изъятия для отдельных видов товаров и установление в отношении них международного принципа исчерпания права на товарные знаки (параллельного импорта).
7. Реальное состояние распространенности контрафактной продукции на территории Российской Федерации свидетельствует о необходимости постоянного серьезного мониторинга ситуации не только с точки зрения повышения эффективности деятельности государственных структур, но и действий самих правообладателей.
В этой связи рекомендуем:
- Министерству внутренних дел Российской Федерации вернуться к рассмотрению вопроса о воссоздании системы борьбы с «интеллектуальным пиратством» в структуре главного управления МВД России на базе специализации и координации действий различных подразделений;
- Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством внутренних дел Российской Федерации разработать поправки в Уголовный кодекс РФ (в части совершенствования механизма и усиления мер ответственности за распространение на территории Российской Федерации контрафактных товаров).
В частности, предлагаем переквалифицировать составы статей 146 и 147 УК РФ из категории «Преступления против личности» в категорию «Преступления в сфере экономики», как это уже сделано в отношении «родственной» статьи 180 УК РФ. Это корреспондировалось бы с нормами КоАП РФ, в которых нарушения авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, незаконное использование средств индивидуализации товаров помещены в главы 7 и 14, касающиеся правонарушений в области охраны собственности и предпринимательской деятельности.
Также представляется необходимым внести изменения в статью 151 УПК РФ в части возможности осуществления предварительного следствия по преступлениям, предусмотренным статьей 147 УК РФ, а также существенно ужесточить санкции за преступления в сфере интеллектуальной собственности.
Эффективность административных правовых норм в плане предупреждения преступлений была бы еще выше, если по аналогии со статьей 180 УК РФ в статьи 146 и 147 УК РФ ввести квалифицирующий признак «неоднократности деяния». Его отсутствие, например, в части 2 ст. 146 УК РФ позволяет «пиратам» избегать уголовной ответственности путем выпуска на рынок контрафактной продукции мелкими партиями.
8. Информационные технологии, новые ИТ-продукты и сервисы развиваются огромными темпами. В этих условиях возникает вопрос о пересмотре подходов к использованию и защите традиционных объектов интеллектуальных прав при использовании различных технологий, адаптации старых подходов к новым реалиям. Так, например, развитие интернета и системы доменных имен повлекло изменения в защите прав на товарные знаки и принятию новых процедур ВОИС и правил Единой политики разрешения доменных споров. Облачные сервисы и сервисы хостинга привели к появлению нового субъекта, несущего определенную ответственность за нарушение прав, и принятию законов об ограничении ответственности информационных посредников.
В этой связи участники Форума считают, что в целях сбалансированного подхода к защите авторских прав в интернете необходимо дальнейшее совершенствование механизма взаимодействия правообладателей и информационных посредников в рамках ГК РФ и Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Так, обращение к информационным посредникам должно стать обязательным условием досудебного урегулирования спора.
9. Стоящие перед экономикой задачи технологического развития и импортозамещения требуют обеспечения российского бизнеса собственными разработками и специалистами. Отечественные компании нуждаются в талантливых кадрах, способных не только создавать передовые технологии, но и внедрять их, понимать коммерческую составляющую инноваций. Поэтому одним из приоритетных направлений модернизации и технологического развития инновационной экономики является создание эффективной системы профессиональной ориентации и повышение качества профессиональной подготовки кадров по отраслям экономики с учетом запросов рынка труда.
Минобрнауки России предлагается:
- создать систему подготовки корпоративных кадров в вузах, реализующих программы обучения в области управления интеллектуальной собственностью. Эта система может включать в себя отдельные мастер-классы и семинары для школьников по направлениям деятельности государственных корпораций, постепенный переход их в вузы на интересующие программы с элементами ИС, профильную магистратуру по управлению ИС, программы дополнительного образования, защиты диссертаций по тематике управления ИС c учетом специфики госкорпораций;
- включить в образовательные программы общего и высшего образования в Российской Федерации раздел «Понятийный аппарат интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность как общественное достояние и основа инновационного развития России».
10. В Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года поставлен вопрос о необходимости развития массовой культуры, в том числе на основе государственно-частного партнерства.
В этой связи Министерству культуры России предлагается:
- подготовить предложения по совершенствованию системы налогообложения при распространении произведений науки, литературы и искусства в электронной форме, а также по расширению возможностей взаимодействия авторов, издателей и потребителей такой продукции;
- обеспечить свободный доступ к большей части советского культурного наследия, прежде всего, к научной литературе;
- продолжить работу по созданию Глоссария книжной отрасли как инструмента отраслевых терминов для профессионального сообщества, отражающего его единый терминологический язык.
Участники IХ Международного форума «Интеллектуальная собственность – XXI век» решили:
1. Утвердить Резолюцию IХ Международного форума «Интеллектуальная собственность – XXI век».
2. Направить Резолюцию в Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Суд по интеллектуальным правам, федеральные органы исполнительной власти и заинтересованные организации.
3. Провести в Торгово-промышленной палате России очередной X Международный форум «Интеллектуальная собственность – XXI век» в апреле 2017 года.
12 мая 2016г.
Участники IX Международного форума "Интеллектуальная собственность -ХХI век" сформулировали предложения по совершенствованию законодетельства в сфере интеллектуальной собственности