Совет по интеллектуальной собственности

Совет по интеллектуальной собственности

Текущие инициативы

24 апреля 2015г.

Резолюция VIII Международного форума "Интеллектуальная собственность-ХХI век"

Обсудив проблемы, возникающие в процессе создания и использования интеллектуальной собственности участники Форума отмечают следующее.

1. Принятие в Российской Федерации долгосрочной Стратегии в сфере интеллектуальной собственности станет важным механизмом обеспечения единого и комплексного подхода к управлению интеллектуальной собственностью в Российской Федерации. Стратегия призвана выявить ключевые проблемы в этой сфере отечественной экономики, обосновать механизмы роста инновационной экономики на основе интеллектуальной собственности, ускорить введение объектов авторских и смежных прав в хозяйственный оборот и их широкомасштабную коммерциализацию в цифровой среде. В этой связи обращаемся с предложением к:

- межведомственной рабочей группе, созданной на базе Минобрнауки России, активизировать работу по разработке проекта долгосрочной государственной стратегии в области интеллектуальной собственности.



2. С целью интенсификации процессов технологической модернизации экономики Российской Федерации необходимо создать благоприятные условия для капитализации интеллектуальной собственности, а также  эффективной системы учета и оценки накопленных и создаваемых результатов интеллектуальной деятельности (далее – РИД). В условиях свободной конкуренции стоимость РИД должна определяться без всякого вмешательства государства. Но при отсутствии развитого рынка интеллектуальной собственности крайне необходимы четкие критерии и подходы к оценке нематериальных активов, особенно созданных с привлечением бюджетных средств. Для этого нужно:

- на основе международных стандартов разработать и утвердить федеральные стандарты оценки интеллектуальной собственности, а также методические рекомендации по проведению оценки по этим стандартам;

- разработать методические рекомендации по определению стоимости РИД (балансовой, рыночной), полученных в результате выполнения НИОКР с привлечением бюджетных средств.



3. Важнейшим условием развития рынка интеллектуальных прав является разработка комплекса мер, направленных на развитие механизмов налогового и финансового учета нематериальных активов и сделок с ними, включая унификацию действующих требований налогового законодательства и правил бухгалтерского учета. В связи с этим назрела необходимость разработки проекта федерального закона, который бы предусматривал:

- исключение из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций дохода, возникающего в результате постановки на баланс, результатов интеллектуальной деятельности, созданных ранее и выявленных в ходе инвентаризации;

- отнесение расходов по приобретению прав на результаты интеллектуальной деятельности к расходам на научно-исследовательские и (или) опытно-конструкторские работы в целях применения соответствующего коэффициента, используемого для исчисления налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций.



4. Совершенствование законодательства в области выплаты вознаграждений авторам должно обеспечивать баланс интересов авторов, работодателей и правообладателей, и быть, с одной стороны, ориентированным на стимулирование создания РИД авторами, а с другой, - на то, что базой для определения размера вознаграждения должны быть реальные доходы правообладателя. Поскольку проблемы с выплатой вознаграждений авторам РИД, являющихся работниками организаций-исполнителей по договорам, возникают довольно часто, существует необходимость распространения положительного опыта организаций, экономическая эффективность которых связана со стимулированием инновационной деятельности работников.

Кроме того, практика финансирования НИОКР в рамках заранее утвержденных бюджетов затрудняет стимулирование авторов исследований и разработок. В этой связи организациям следует внедрять практику финансирования НИОКР с учетом  полученных результатов, соответствующих критериям патентоспособности. Такой подход  позволит выплачивать достойное вознаграждение авторам, являющимся работниками исполнителя.

Учитывая, что действующее законодательство содержит необходимые и достаточные нормы, регулирующие взаимоотношения между авторами служебных РИД и работодателями, предлагаем:

- установить общеобязательные минимальные ставки в отношении каждого вида вознаграждений за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы;

- установить минимальные ставки вознаграждений лицам, содействовавшим созданию и использованию служебных РИД;

- предоставить возможность бюджетным образовательным и научным организациям самостоятельно распоряжаться правами на принадлежащие им РИД и доходами от использования этих РИД без согласия учредителей;

- определить источник выплат авторам служебных РИД в случаях принятия государственным заказчиком решения о закреплении прав на созданные охраноспособные РИД за Российской Федерацией.



5. Целесообразно направить дополнительные усилия государства и бизнеса на создание и совершенствование инфраструктурных, организационно-правовых и договорных форм, необходимых для осуществления коллективного и венчурного инвестирования, а также поддержку ведения малого инновационного бизнеса (проектных компаний) с учетом обеспечения их конкурентоспособности по сравнению с иностранными юрисдикциями. Для этого, по мнению участников Форума, необходимо:

- ускорить процесс разработки проектов федеральных законов «О венчурных фондах в Российской Федерации», «О технопарках в Российской Федерации»,     «О передаче прав на технологии гражданского, военного, специального и двойного назначения», которые, в числе прочих вопросов, должны создавать эффективный механизм реализации венчурных проектов,  регламентировать трансфер технологий и товаров, произведенных с использованием исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации.



6. Особую остроту в связи с ростом рынка Интернет-торговли в России приобрела проблема защиты интеллектуальной собственности, в частности, защита прав на товарные знаки и защита от недобросовестной конкуренции в информационно-коммуникационных сетях. При этом действующее российское законодательство предоставляет правообладателям широкий спектр инструментов защиты их прав на товарные знаки от недобросовестной конкуренции. Однако  законодательными новеллами о защите интеллектуальной собственности в информационно-телекоммуникационной сети Интернет средства индивидуализации не охвачены, что делает невозможным их применение к нелегальной Интернет-торговле и защиту интересов добросовестных участников рынка. В этой связи предлагается:

- внести изменения в законодательство о рекламе, которые бы запретили рекламу в сети Интернет товаров с использованием средств индивидуализации без согласия правообладателей и вводят ответственность не только рекламодателей, но и рекламопроизводителей и рекламораспространителей за такие нарушения;

- в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотреть соответствующий состав административгого правонарушения с назначением санкций в виде процента от оборота, полученного нарушителем в результате незаконной деятельности;

- предусмотреть в Гражданском кодексе Российской Федерации прекращение делегирования доменного имени как способа защиты прав на объекты интеллектуальной собственности при условии, что использование указанного имени нарушает права на интеллектуальную собственность (авторские права, товарные знаки и пр.);

- внести изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации и законодательство об информации в части расширения существующих в настоящее время мер защиты интеллектуальной собственности в сети Интернет и распространения их на объекты промышленной собственности (блокировка Интернет-сайтов на основании судебного решения).



7. С начала 2015 года на базе Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана образовалось новое интеграционное объединение - Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Подобный союз открывает перед странами-участницами широкие перспективы не только свободного перемещения товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы. Продолжает формироваться законодательство ЕАЭС, в том числе и в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности. В связи с этим считаем признать  целесообразным:

- провести мониторинг проблем, возникающих у правообладателей и препятствующих функционированию Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности с целью внесения изменений и дополнений в действующее законодательство;

- упростить процедуру включения объектов интеллектуальной собственности в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) Российской Федерации;

- активизировать работу по созданию единого информационного ресурса для правообладателей и регулирующих органов государств - членов Евразийского экономического союза, интегрированного с системой предварительного таможенного декларирования.



8. Процедура оформления прав на результаты интеллектуальной деятельности в России, по-прежнему, остается сложной, громоздкой и дорогой. Из-за этого эффективно работать на рынке создания и последующего внедрения объектов интеллектуальной собственности имеют возможность только организации, которые обладают достаточными материальными и трудовыми ресурсами. Вовлечение в процесс внедрения инноваций субъектов малого предпринимательства затруднен. Участники Форума считают, что указанные процедуры следует пересматривать, обеспечивая им максимальную «прозрачность» и доступность, поэтому:

- необходимо рассмотреть возможность скорейшей ратификации Российской Федерацией Гаагского соглашения с целью присоединения Российской Федерации к Гаагской системе международной регистрации промышленных образцов. Это позволит решить несколько задач: существенно упростит трансграничную регистрацию промышленных образцов и обеспечит их правовую защиту на международном товарном рынке; сократит материальные и временные затраты правообладателей на регистрацию патентов на промышленные образцы за рубежом;

- разработать комплекс мер государственной поддержки зарубежного патентования отечественных РИД.



9. В процессе  разрешения споров в сфере интеллектуальной собственности и  защите интеллектуальных прав первоочередное значение отводится судебным органам, в первую очередь, специализированному Суду по интеллектуальным правам. В целях повышения уровня судебной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности предлагается:

- усовершенствовать процедуры, связанные с привлечением советников (специалистов в области естественных и технических наук) в штат суда, а также разработать систему мер, направленных на стимулирование участия «внешних» специалистов – ученых в судебном разбирательстве в целях оказания помощи при рассмотрении дел;

- установить по отдельным категориям дел в сфере защиты интеллектуальных прав обязательный досудебный (претензионный) порядок разрешения споров. В частности, по требованиям о пресечении действий, нарушающих исключительное право или создающих угрозу его нарушения, не сопряженным с иными мерами защиты; по требованиям, вытекающим из договоров о распоряжении исключительным правом, и др.;

- предусмотреть обязательное участие в делах, отнесенных к компетенции Суда по интеллектуальным правам, профессиональных представителей сторон (адвокатов, патентных поверенных), что усилит гарантии квалифицированной судебной защиты и приведет к ускорению судопроизводства и снижению нагрузки на судей.



10. Актуальной проблемой являются вопросы, связанные с авторскими правами. В частности, логистический механизм регулирования взаимоотношений в информационной среде и управлении интеллектуальной собственностью до сих пор не выстроен. В настоящее время в Российской Федерации реализуются Государственная программа РФ «Информационное общество», Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, Программа ЮНЕСКО «Информация для всех», Национальная программа поддержки и развития чтения в России и др. Но программы по созданию единого информационного пространства по интеллектуальной собственности пока нет. Вместе с тем, бизнес должен оказывать содействие  в формировании климата, необходимого для стимулирования инноваций, развития  отраслей экономики, базирующихся на авторском праве, способствовать новому подходу,  используя как  бюджетный ресурс, так и различные формы государственно-частного партнерства.



11. Одним из приоритетных направлений модернизации и технологического развития инновационной экономики является создание эффективной системы профессиональной ориентации и повышение качества профессиональной подготовки кадров по отраслям экономики с учетом запросов рынка труда. Сегодня назрела необходимость разработки комплексной государственной Программы профессиональной подготовки кадров для экономики Российской Федерации.

В дополнение к необходимости повышения качества специалистов и, прежде всего, инженерных кадров и кадров в сфере управления интеллектуальной собственностью, востребованных в высокотехнологичном секторе экономики, участники Форума особо отмечают необходимость обеспечения притока кадров в сфере интеллектуальной собственности в регионы России, в частности в те районы, где создаются элементы инновационной инфраструктуры страны (крупные технопарки, особые экономические зоны и др.). Таким образом,

- необходимо выстроить систему управления кадровым потенциалом, учитывающую профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров с учетом новых тенденций, инноваций и научно-технических разработок;

- создать систему профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в сфере управления интеллектуальными правами и коммерциализации РИД, обладающих компетенциями в бухгалтерском учете, аудите, финансовой отчетности, налогообложении, стоимостной оценке нематериальных активов, юриспруденции.



Участники VІІI  Международного форума «Интеллектуальная собственность – XXI век» решили:

1. Утвердить Резолюцию VIІI Международного форума «Интеллектуальная собственность – XXI век».

2. Направить Резолюцию в Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Суд по интеллектуальным правам, федеральные органы исполнительной власти и заинтересованные организации.

3. Провести очередной IX Международный форум «Интеллектуальная собственность – XXI век» в апреле 2016 года.



image description Документы
Проект резолюции_сводная (367634 v1) (368951 v1).DOCX
Письмо исходящее № 04в_0077 от 22.05.2015 в Рассылка, Рассылка Резолюции Форума ИС (368956 v2).PDF