В Торгово-промышленной палате Российской Федерации состоялось совместное заседание Комитета ТПП РФ по вопросам регулирования предпринимательской деятельности, Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка и Комитета ТПП РФ по качеству, ходе которого обсуждался проект изменений в ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения».
В мероприятии приняли участие представители комитетов ТПП РФ, организаций–членов ТПП РФ, профильных подразделений Палаты.
В ходе мероприятия обсуждались предложения предпринимательского сообщества, поученные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации по итогам предварительной рассылки-запроса по проекту изменений в ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения».
По итогам обсуждения проекта изменений в ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля, термины и определения» (далее - ГОСТ) были высказаны следующие замечания и приняты решения:
1. По внесению изменения в определение понятия «форма торговли» (пункт 69 ГОСТ)
Замечания: Беззубова О.Н. (член Комитета ТПП РФ по качеству продукции, замечания направлены в письменном виде): форма торговли – это то же, что и форма вида торговой деятельности или форма предпринимательской деятельности. Имеется ещё один термин – «способ организации торговой деятельности».
Вывод: предлагаемый термин усложняет сложившуюся терминологию. Для обоснования предлагаемого термина следует привести примеры форм торговли и способов организации торговой деятельности. Рекомендуется сохранить действующее определение термина.
Выступили: Борисов А.И. (Председатель Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка): выражение «форма вида торговой деятельности» некорректно. Следует употреблять термины либо «форма», либо «вид».
Фонарева Н.Е. (Председатель Комитета ТПП РФ по вопросам регулирования предпринимательской деятельности):
В пункте 69 ГОСТ дано следующее определение понятия «форма торговли»: «69 форма торговли: Совокупность организационных приемов и способов торговли».
Термин «организационный приём» в ГОСТе встречается часто, однако определения этого понятия нет.
Одновременно отметим, что определения терминов «вид торговой деятельности» и «вид торгового предприятия» в ГОСТе есть (см., соответственно, пункты 2-4, 26-30), а определения термина «вид торговли» – нет. Этот термин упоминается только в сноске в конце ГОСТа, после таблицы.
В связи с этим определение понятия «форма торговли» предлагается изложить в следующей редакции:
«69 форма торговли: совокупность видов торговой деятельности и способов организации торговой деятельности».
Белобрагин В.Я. (Заместитель Председателя Комитета ТПП РФ по качеству продукции): в ГОСТе нет определения термина «способ организации торговой деятельности». Есть определение термина «способ торговли» (пункт 120 ГОСТ). В связи с этим предлагаю заменить термин «способ организации торговой деятельности» на термин «способ торговли», то есть сохранить в этой части действующую редакцию определения, ограничившись только заменой термина «организационные приёмы».
По итогам обсуждения вопроса решили:
рекомендовать изложить пункт 69 ГОСТ в следующей проектируемой редакции:
«69 форма торговли: совокупность видов торговой деятельности и способов торговли».
3. Определение понятия «выкладка товаров» (пункт 124 ГОСТ)
Замечания: Асатрян И.Е. (Руководитель Департамента по связям с органами государственной власти и поставщиками ООО «Метро Кэш энд Кэрри»): в связи с тем, что под витриной понимается шкаф (стенд), пространство между окнами, используемое для демонстрации товаров (определение из Большого толкового словаря русского языка, гл. редактор С.А.Кузнецов; СПб, изд-во Норинт, 1998), представляется нецелесообразным вносить оговорку о том, что витрина бывает только внешняя, тогда как витрины могут располагаться и внутри торгового зала.
Беззубова О.Н.: предлагаемое изменение определения термина сужает существующее определение в части витрин торгового предприятия (внешних и внутренних витрин).
Имеет место двойное смысловое значение: «позволяющая покупателям демонстрировать (показывать) товары». Не указано, кем показывать?
Выступили: Фонарева Н.Е.: можно дополнить, что товары показываются продавцом.
Неясно, в чём состоит «сужение определения». В пункте 124 ГОСТ понятие «выкладка товаров» определено как «способ размещения товаров в торговых залах и на витринах торгового предприятия».
Витрины в торговом предприятии бывают не только наружные (внешние), каковые, по-видимому, имеются в виду в приведенном определении, но и внутренние, расположенные непосредственно в торговом зале (напольные, настенные и пр.). Наружные витрины не всегда открываются в торговый зал. Они могут располагаться на внешних сторонах стен торгового предприятия, быть выносными и пр.
Соответственно, выражение «в торговых залах и на витринах торгового предприятия» нуждается в исправлении. Здесь недопустимо употреблять союз «и», имея в виду, что основная часть витрин (торгового оборудования) размещается непосредственно в торговом зале (вид торгового оборудования), а другие витрины являются внешними.
В связи с этим предлагается следующая редакция определения понятия «выкладка товаров»:
«размещение товаров в торговом зале, во внешних витринах торгового предприятия, позволяющее покупателям демонстрировать (показывать) товары».
Борисов А.И., Бадалов Д.С., Киселев А.А. (члены Комитета ТПП РФ по вопросам регулирования предпринимательской деятельности): выражение «позволяющее покупателям демонстрировать товары» страдает правовой неопределённостью. Неясно, покупатель сам себе демонстрирует товары, или их демонстрирует продавец. Слово «покупатель» следует перенести в конец фразы.
По итогам обсуждения вопроса решили:
рекомендовать изложить пункт 124 ГОСТ в следующей проектируемой редакции:
«124 выкладка товаров: размещение товаров в торговом зале, во внешних витринах торгового предприятия, позволяющее демонстрировать (показывать) товары покупателям».
4. О внесении изменений в пункты 124 и 112 ГОСТ (дополнение примечаниями)
5.
3.1. По пункту 124 ГОСТ
Выступили: Фонарева Н.Е.: нередко торговые залы используются не только для выкладки товаров, но и для складирования товаров. Такая практика применяется, например, в сетях магазинов «Метро Кэш энд Кэрри», «Ашан» и др. (высотные стеллажи, паллеты, на которых складируются товары в оптовой упаковке и др.). Однако такое размещение товаров нельзя признать выкладкой, поскольку товары при этом покупателям не демонстрируются и доступа к этим товарам покупатели не имеют. Всё это требует корректного разграничения определения понятия «выкладка товаров» и прочих случаев размещения товаров в торговом зале торгового предприятия (объекта).
В связи с этим предлагается дополнить пункт 124 ГОСТ примечанием следующего содержания:
«Не является выкладкой размещение товаров в торговом зале в закрытом торговом оборудовании (непрозрачных закрытых на запирающее устройство шкафах, контейнерах и тому подобном оборудовании), в оптовой упаковке (коробах, ящиках и тому подобной упаковке), не позволяющих покупателю самостоятельно обозревать товар, а также самостоятельно извлекать товар из такого торгового оборудования (упаковки). Такое размещение товаров является складированием товаров в торговом зале».
Асатрян И.Е.: считаем целесообразным уточнение о том, что такое размещение товаров в торговом зале не является выкладкой.
Замечания: Борисов А.И.: предлагаю слова «на запирающее устройство» исключить как избыточные. В определении уже указано, что оборудование непрозрачное и закрытое, не позволяющее покупателю самостоятельно обозревать и извлекать из торгового оборудования товар.
Бадалов Д.С., Белобрагин В.Я.: в словосочетании «оптовой упаковке» слово «оптовой» предлагается исключить как избыточное либо применить термин «транспортная упаковка». В статье 2 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки» приведены термины «потребительская упаковка» и «транспортная упаковка». Транспортная упаковка – это упаковка, предназначенная для хранения и транспортирования продукции с целью защиты её от повреждений при перемещении и образующая самостоятельную транспортную единицу.
По итогам обсуждения вопроса решили:
рекомендовать дополнить пункт 124 ГОСТ примечанием в следующей редакции:
«Примечание: не является выкладкой размещение товаров в торговом зале в закрытом торговом оборудовании (непрозрачных, закрытых шкафах, контейнерах и тому подобном оборудовании), в транспортной упаковке (коробах, ящиках и тому подобной упаковке), не позволяющих покупателю самостоятельно обозревать товар, а также самостоятельно извлекать товар из такого торгового оборудования (упаковки). Такое размещение товаров является складированием товаров в торговом зале».
3.2. По пункту 112 ГОСТ
Выступили: Фонарева Н.Е.: дополнение пункта 124 ГОСТ примечанием потребует введения примечания и к пункту 112 ГОСТ, в котором указать следующее:
«Примечание: часть торгового зала торгового предприятия (объекта) может использоваться для создания необходимого торгового запаса (складирования запаса), предназначенного для обеспечения бесперебойной торговли».
Решили: предлагаемое дополнение к пункту 112 ГОСТ поддержать.
4. Определение понятия «демонстрация товара» (проектируемый пункт 124.1 ГОСТ)
Выступили: Фонарева Н.Е.: определение понятия «демонстрация товара» отсутствует в ГОСТе, однако появилось (без определения понятия) в федеральном законодательстве.
В связи с этим предлагается дополнить ГОСТ пунктом 124.1, в котором дать определение понятия «демонстрация товара» в следующей редакции:
«124.1 демонстрация товара: Торгово-технологический процесс, при котором покупателю предоставляется доступ к товару различными способами, зависящими от вида и характеристик товара: визуальное ознакомление с товаром, возможность тактильной оценки товара, одорологическая оценка товара, вкусовая оценка товара, опробование (испытание) товара в действии, предоставление информации о потребительских свойствах товара.».
Замечание: Бадалов Д.С: словосочетание «торгово-технологический» заменить словом «торговый». Термин «торговый процесс» определён в ГОСТе как ключевое слово.
Возражение: Фонарева Н.Е.: да, но именно термин «торгово-технологический процесс» определён в пункте 147 ГОСТ. Можно согласиться с тем, что это – более широкое понятие, а не только процесс демонстрации товара. Есть ещё термин «процесс торгового обслуживания» (пункт 128 ГОСТ).
По итогам обсуждения вопроса решили:
рекомендовать дополнить ГОСТ пунктом 124.1 в следующей редакции:
«124.1 демонстрация товара: Торговый процесс, при котором покупателю предоставляется доступ к товару различными способами, зависящими от вида и характеристик товара: визуальное ознакомление с товаром, возможность тактильной оценки товара, одорологическая оценка товара, вкусовая оценка товара, опробование (испытание) товара в действии, предоставление информации о потребительских свойствах товара».
Комитет ТПП РФ по вопросам регулирования предпринимательской деятельности
Комитет ТПП РФ по развитию потребительского рынка
Комитета ТПП РФ по качеству