Заседания

Заседания

22 февраля 2005г.

Заседание Комитета ТПП России по качеству продукциипо теме «Качество образовательных услуг в условиях реформирования нормативного обеспечения экономики России». 

22 февраля состоялось заседание Комитета ТПП России по качеству продукции. Тема заседания Комитета - «Качество образовательных услуг в условиях реформирования нормативного обеспечения экономики России».

Со вступительным словом выступил Председатель Комитета проф. Воронин Г.П. Им была подчеркнута важность формирования требуемого для современной экономики уровня профессиональной подготовки всех категорий персонала: от рабочего звена до топ-менеджеров. Зарубежные компании, имеющие устойчивую долю рынка по производимой продукции, вкладывают в подготовку кадров до 30% от общего объема инвестиций и имеют собственные образовательные программы для своего персонала, а в ряде случаев даже для персонала своих поставщиков.

Введенный в действие Федеральный закон «О техническом регулировании» положил начало инициативы государства по реформированию нормативного обеспечения российской экономики с целью приведения его в соответствие с существующими реалиями мирового экономического развития. Без обучения и переобучения кадров эту задачу решить не представляется возможным. В этой связи постановка на заседании Комитета вопроса о качестве образовательных услуг следует рассматривать как действие по созданию одного из важнейших механизмов внедрения указанного Федерального закона в практику российской экономики.

С докладом «Система качества для инженерного образования» выступил Проректор Московского государственного института стали и сплавов (МИСиС) проф Соловьев В.П. Докладчик остановился на общем состоянии с подготовкой кадров для российской экономики в настоящее время и на изложении имеющегося опыта подготовки специалистов в МИСиС. Была доложена методология организации учебного процесса студентов под «флагом» постоянного погружения в проблему обеспечения качества по всем аспектам их будущей специальности. Так, уже на этапе преподавания общеобразовательных дисциплин (I и II курс), студентам дают примеры применения получаемых знаний к их будущей практической деятельности. На последующих курсах проблема качества рассматривается непосредственно через призму содержания дисциплин, составляющих комплекс профессиональных знаний. Для обеспечения высокого качества преподавания в МИСиС созданы и действуют научно-методические советы по специальностям, исполняющие роль «кружков качества». Построены модели образовательной деятельности на основе процессного подхода и базисных принципов международных стандартов по проблеме качества ISO 9000. Организация учебного процесса зафиксирована в разработанных стандартах МИСиС.

С докладом «Комплексная система управления качеством образования в университете» выступил Заместитель проректора по управлению качеством Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Гриценко А.Г. Докладчик дополнил выступление своего коллеги и остановился на изложении имеющихся наработок МЭСИ по обсуждаемой проблеме. Так, МЭСИ предоставляет образовательные услуги с ориентацией на международный уровень, базирующийся на методологии управления знаниями, современных информационных технологиях, национальных российских и международных стандартах ISO, IMS, TQM и решениях Болонского процесса. В МЭСИ разработана внутренняя система стандартов на: систему управления качеством учебного процесса, информационные технологии и информационную среду, привлечение и прием абитуриентов, предоставление дополнительного образования, организацию научной деятельности, функционирование обеспечивающих подразделений, маркетинговые исследования, оборудование лекционных и семинарских аудиторий, технологическое обеспечение преподавателей и др. Кроме этого разработаны структурированные описания по включенным в программу обучения дисциплинам, содержащие следующий набор рубрик: описание дисциплины, метаданные, календарный план, хрестоматия, дополнительные источники, презентации, тесты, вопросы для дискуссий, задания, итоговый контроль, словарь, список программного обеспечения, иллюстративные материалы. В целом все перечисленное выше входит в созданную в МЭСИ модель организации учебного процесса по методологии обеспечения качества производственного процесса с учетом имеющейся специфики для процессов обучения.

Материалы выступлений и обсуждения, сделанных докладов было предложено использовать в Рекомендациях Комитета по повышению качества образовательных услуг в контексте реформирования российской экономики в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Подготовленные Рекомендации предложено направить в Министерство образования и науки РФ и территориальные органы ТПП РФ.

В состав Комитета приняты новые члены, уточнены реквизиты действующих членов Комитета и внесены редакционные изменения в Положение о Комитете.

Департамент по работе с территориальными палатами