Комитет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства

Комитет по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства

Текущие инициативы

18 сентября 2014г.

Инициативы ТПП России по развитию малого и среднего бизнеса


Прошлый год оказался тяжелым для малого и среднего бизнеса, впервые сектор дал отрицательные показатели роста в абсолютном значении. Из-за резкого увеличения страховых взносов число ИП сократилось на 600 тысяч. Прирост на 100 тысяч количества юридических лиц (микро- и малых предприятий) не нивелировал эффект от принятого решения по страховым взносам. Малый и средний бизнес неоднороден, и на одно и то же административное решение реагирует по-разному. ИП практически немедленно уходят в тень, значит, для этого сектора нужны особые механизмы.


 


Логика предложений ТПП России по развитию сферы малого и среднего бизнеса заключается в упрощении процедур вхождения в бизнес новых предпринимателей.







Сегодня остро стоит вопрос введения категории «самозанятый» с соответствующими предельно простыми административно-налоговыми взаимоотношениями с государственными органами.







Интересен в этой части опыт Ульяновской области, где категория «самозанятых» предпринимателей введена областным законом. Для них в течение первых двух налоговых периодов с момента регистрации установлены льготные налоговые ставки в размере 5 % вне зависимости от вида деятельности. Норма действует с 2010 года и дает хороший бюджетный эффект.







Важным направлением является дальнейшее совершенствование патентной системы налогообложения.







Эта система налогообложения, по мнению экспертов, является наиболее простой и понятной. В дополнение к уже принятому решению (о дифференциации стоимости патента по территориальному признаку), необходимо наделить ИП правом возобновления деятельности с применением патента в течение календарного года, а это означает возможность в любое время по своему желанию начать, прекратить и возобновить деятельность, а также предусмотреть возможность включения в стоимость патента страховых и социальных взносов.







Очень важно сегодня определить комплекс мер по стимулированию муниципальных властей к развитию бизнеса. Муниципальный уровень управления наиболее приближен к сектору малого и среднего предпринимательства. Наше предложение – ввести для муниципалитетов экономические стимулы, оставляя в их бюджетах:


75% прироста налоговых платежей от малого бизнеса за отчетный период;


50% от прироста НДФЛ за отчетный период.







Крайне важно сегодня пропагандировать и развивать систему наставничества (менторства). 







Бизнес-менторство - это достаточно новое для России явление - наставничество опытного состоявшегося предпринимателя над начинающим. Менторство способно серьезно повысить выживаемость бизнеса. После первого года работы на плаву остается только 20% фирм. Негативный опыт приводит к тому, что предприниматели не решаются предпринять повторную попытку создания бизнеса. Такая ситуация негативно сказывается на экономике в целом. Интересные идеи остаются нереализованными, невыплаченными - кредиты, убытки терпят инвесторы закрывшихся проектов. Менторство - один из способов сохранить дело начинающих бизнесменов, помочь им пройти становление. Это серьезно повышает шансы на успех. Так, с менторской поддержкой после первого года работы выживает 75% фирм.







В Российской Федерации реализуются проекты, направленные на развитие этого механизма. Однако мы говорим о необходимости реализации комплексного подхода в данном направлении. С одной стороны, это создание специальных кредитных продуктов для стартапов, льготных поручительств и микрозаймов, которые предоставляются институтами поддержки малого и среднего бизнеса. С другой, меры, которые позволят объединить наставническое движение. Сегодня реализуются отдельные программы, направленные на развитие этого института, существуют клубы менторов, в прошлом году в Москве впервые была вручена премия за бизнес-менторство. Для координации процесса целесообразно создать единый интернет ресурс наставничества. Единый портал наставничества позволит не привязывать наставников и предпринимателей к субъекту РФ, предприниматель сможет выбрать наставника из другого субъекта РФ, в случае совместной заинтересованности. 







ТПП РФ, имея опыт ведения реестра надежных партнеров, может включиться в работу по созданию единого интернет портала наставников, а также созданию и ведению реестра наставников РФ.