Особое внимание уделяется развитию системы партнёрства палат с институтами государственной власти в вопросах формировании благоприятных условий для развития бизнеса.
ТПП России отстояла интересы не одного десятка предпринимателей в вопросах незаконного сноса нестационарных торговых объектов. А это наименее защищенная категория малого предпринимательства – самозанятые. Использовались различные механизмы защиты: включали в переговорный процесс территориальные ТПП, обращались в адрес руководителей субъектов Российской Федерации, а в случае необходимости и в органы Прокуратуры РФ.
Работа Палаты не сосредоточена на решении проблем отдельных предпринимателей, а направлена на устранение системных проблем, которые не позволяют создать благоприятный предпринимательский климат.
В текущем году в рамках совместной работы над ежегодным докладом Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Палатой был сформирован пакет предложений, направленных на преодоление тех проблем, которые сегодня наиболее тревожат бизнес. А бизнес сегодня говорит о необходимости снижения фискальной нагрузки или, как минимум, о ее стабилизации.
Ряд проблемных вопросов уже решены.
1. ТПП РФ настаивала о необходимости дифференциации потенциально возможного к получению ИП годового дохода при применении патентной системы в зависимости от места ведения бизнеса. Сегодня регионы наделены этим правом (принят Федеральный закон от 21 июля 2014 г. №244-ФЗ «О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).
2. Центробанком упрощен порядок ведения кассовых операций предпринимателями, применяющими специальные режимы налогообложения (внесены изменения в Положение от 12.11.2011 №373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации»).
3. Министерством финансов РФ подготовлен законопроект о налоговых каникулах для малого бизнеса.
В том числе благодаря вмешательству ТПП России, Правительством РФ принято решение не вводить налог с продаж.
После появления новости о намерении ввести в России налог с продаж, ТПП РФ активно выступила с аргументированной критикой данного решения. Предложения были направлены Президенту Российской Федерации В.В. Путину, в Государственную Думу РФ, позиция объединяемого ТПП РФ бизнеса была озвучена на многих площадках.
Предложение о введении дополнительного налога было связано с необходимостью решения проблемы несбалансированности региональных бюджетов. По оценочным данным Минфина России, введение налога с продаж добавило бы до 200 млрд. руб. в бюджет. Однако, учитывая неравномерность развития российских регионов, новый налог не решил бы проблему дефицита бюджетов. В 2013 году на 10 регионов с самым высоким оборотом розничной торговли приходилось 49% совокупного оборота, на 10 регионов с самым низким – менее 1%.
В обращениях ТПП РФ в органы исполнительной власти подчеркивалось, что позитивного сценария введения налога с продаж не существует: перекладывание фискальной нагрузки на конечного покупателя привело бы к росту цен на большинство товаров, работ и услуг, а значит, к снижению уровня жизни и покупательской способности населения. Оплата предпринимателями налога из собственных средств с целью сохранения клиентов привело бы к снижению прибыльности бизнеса и, соответственно, уменьшению поступлений налогов, взимаемых от выручки или дохода.
Результаты анкетирования, проведенного ТПП России по данному вопросу, подтвердили тезис о преобладании негативных последствий от введения налога с продаж. Так, среди основных результатов принятия такого решения были названы:
- сокращение инвестиционных программ предприятий;
- рост цен на товары, работы, услуги;
- повышение уровня инфляции;
- уход в тень части компаний или части их доходов.
Продолжительные дискуссии в Правительстве, а также активная позиция со стороны бизнес – сообщества, привели к решению отказаться от введения нового вида налоговых платежей.
Тем не менее, новой налоговой инициативой Правительства РФ стало предложение о предоставлении регионам с середины 2015 года дополнительных фискальных полномочий, а именно: возможность введения дополнительных сборов.
На сегодняшний день нет понимания ни механизма сборов, ни ставки, ни полного перечня региональных сборов. Предложения Минфина России являются предварительными, они не обсуждались ни с экспертами, ни с бизнесом.
Эксперты считают, что налоговая нагрузка на российский бизнес уже давно достигла предельного уровня: любое ее увеличение приведет к массовому бегству компаний в тень, и в лучшем случае уровень собираемости налогов останется неизменным, а в худшем - еще и снизится.
А между тем, практически не говорят о стремительно принятом законе, который существенно изменяет два налоговых режима, придуманных специально для малого бизнеса, - упрощенку и вмененку. Организациям, находящимся на спецрежимах, теперь вменено в обязанность уплачивать налог на недвижимое имущество, у которого появилась кадастровая стоимость и размеры которого превышают определенную величину - квадратуру, устанавливаемую регионами. Это административно-деловые и торговые центры, нежилые помещения с офисами, общепитом и бытовкой.