Комментарий Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере рекламы о проекте Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которого на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - проект Постановления).
Указанный проект Постановления опубликован на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных актов и результатов их общественного обсуждения (далее – Единый портал).
Согласно информации Единого портала, представители ООО «Деловая Россия» и Минпромторга РФ выступили с рекомендацией о включении ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения» (далее – «ГОСТ Р 52044-2003») в перечень стандартов, применяемых на обязательной основе в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений, утверждаемый рассматриваемым проектом Постановления. Данные рекомендации были приняты к исполнению.
В первую очередь, необходимо обратить внимание, что по результатам совещания у Первого заместителя Председателя Правительства РФ И.И.Шувалова (Протокол № ИШ-П9-21пр), прошедшего 16 марта 2015 года по вопросу применения ГОСТ Р 52044-2003, Минпромторгу России, Минстрою России, ФАС России, Росстандарту было дано поручение представить в Правительство РФ предложения по корректировке норм и требований данного документа. Минпромторгу России поручено опубликовать разъяснения о добровольном применении изменений ГОСТ.
Во исполнение вышеуказанных поручений, Росстандарт опубликовал разъяснения о добровольности применения ГОСТ Р 52044-2003, Министр РФ М.Абызов выступил с рекомендацией о целесообразности пересмотра положений ГОСТ Р 52044-2003 и разработки технического регламента обеспечения безопасности дорожного движения при установке и эксплуатации рекламных конструкций (обращение к Первому Заместителю Председателя Правительства РФ И.И.Шувалову от 17.04.2015г. № 2345п-П36).
Указанные действия призваны привести нормативную основу деятельности по размещению рекламы в соответствие с требованиями ФЗ «О техническом регулировании» и ФЗ «О рекламе», устанавливающими необходимость принятия Технического регламента в рассматриваемой сфере.
На данном этапе органы власти и управления эффективно продвигались на пути рационализации требований к размещению рекламных конструкций, ставя своей целью выработку необходимых, обоснованных и разумных мер регулирования сферы наружной рекламы.
Обстоятельства, которые послужили причиной данного обращения, иллюстрируют разнонаправленность действий органов власти и управления, которые отрицательным образом влияют на дальнейшее существование сферы наружной рекламы в Российской Федерации.
Инициатива по включению ГОСТ Р 52044-2003 в перечень, утверждаемый проектом Постановления, не только идет вразрез со всей работой, проведенной органами государственной власти в данном направлении. Требования ГОСТ Р 52044-2003, решающие вопросы безопасности дорожного движения при размещении рекламных конструкций, абсолютно не соответствуют сфере регулирования Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", указанной в ст. 3 названного закона. Кроме того, согласно ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ, ГОСТ Р 52044-2003 не подходит под определение документов в области стандартизации, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований данного Федерального закона.
Важно также подчеркнуть, что включение упоминания о ГОСТ Р 52044-2003 в рассматриваемый документ противоречит и заявленным целям разработки проекта Постановления, которыми являлись не ужесточение регулирования рынка наружной рекламы, а исключение избыточных требований, приводящих к необоснованному удорожанию и препятствующих внедрению инноваций в строительство.
Более того, согласно Сводному отчету о проведении оценки регулирующего воздействия, размещенному на Едином портале, оценка регулирующего воздействия проекта Постановления на деятельность по размещению рекламы не была произведена.
В то же время, утверждение проекта Постановления в представленной редакции будет иметь губительные последствия для рынка наружной рекламы, поскольку устаревшим положениям ГОСТ Р 52044-2003 не соответствует порядка 90% наружной рекламы, установленной в Российской Федерации. Принятие проекта Постановления без исключения положений об обязательной силе ГОСТ Р 52044-2003 сделает невозможным дальнейшее осуществление хозяйственной деятельности по размещению наружной рекламы, что приведет к полному сворачиванию данного рынка услуг, годовой оборот которого только в Санкт-Петербурге достигает 5 млрд. рублей. В сфере наружной рекламы и сопутствующих услуг заняты в Санкт-Петербурге около 5 000 человек.
Принимая во внимание вышеизложенное, с целью предотвращения принятия необоснованных ограничительных мер в сфере наружной рекламы считаем целесообразным исключить упоминания о ГОСТ Р 52044-2003 из текста указанного проекта Постановления Правительства РФ и сохранить принцип применения ГОСТ Р 52044-2003 на добровольной основе.