19 мая 2017 года в ТПП РФ состоялось заседание подкомитета по железнодорожному транспорту Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию, на котором был рассмотрен комплекс вопросов, связанный с эксплуатацией, производством и модернизацией железнодорожного подвижного состава. Модератором заседания выступил председатель подкомитета Евгений Реутов. В заседании приняли участие директор Департамента по работе с объединениями предпринимателей Геннадий Манжосов, руководитель подразделения по нормотворчеству СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта» Игорь Санковский, заместитель директора департамента по развитию ООО УК «РэйлТрансХолдинг» Елена Константинова, президент Ассоциации «Желдорразвитие» Александр Кисько.
По вопросу сохранения налоговых льгот по налогу на имущество в отношении движимого имущества транспортных организаций выступил Игорь Санковский. В частности он отметил, что Федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменен порядок применения налоговых льгот по налогу на имущество, предусматривающих освобождение от налогообложения движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.
С 01.01.2018 указанные в пункте 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые льготы применяются на территории субъекта Российской Федерации только в случае принятия соответствующего закона субъектом Российской Федерации.
В случае непринятия субъектами Российской Федерации соответствующих законов, операторы железнодорожного подвижного состава будут лишены закрепленного в настоящее время за ними права на освобождение от налогообложения. Увеличение расходов собственников железнодорожного подвижного состава (вагонов) по налогам, в том числе путем отмены субъектом Российской Федерации указанной ранее льготы может привести к сокращению инвестиционных программ, программ развития, текущих затрат, социальных программ и численности персонала. В результате возможно снижение совокупных платежей отрасли в бюджет по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость и другим налогам, а также сокращение отчисления с фондов оплаты труда во внебюджетные фонды.
В заключение своего выступления Игорь Санковский проинформировал участников заседания, что обращения о нецелесообразности внесения изменений в пункт 25 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации направлены в федеральные органы государственной власти, он также обратился к ТПП России с просьбой поддержать позицию операторов подвижного состава по данному вопросу.
По вопросу сохранности грузового подвижного состава в процессе проведения погрузочно-разгрузочных работ выступил эксперт СРО НП «Союз операторов железнодорожного транспорта» Александр Климович. В частности им было отмечено, что в настоящее время недостаточное развитие припортовых станций и путевого хозяйства терминалов является основной проблемой, решение которой может дать применение экономических рычагов стимулирования развития припортовой инфраструктуры. Конкретно в случае с грейферной выгрузкой инновационный вагон разбивается так же, как обычный, а ремонт его дороже. Так при агрессивных методах разгрузки теряется мультипликативный эффект, а при использовании вагоноопрокидывателей наблюдается значительная экономия.
Вместе с тем операторы железнодорожного транспорта считают, что устаревшие технологии, по которым работают морские порты, являются основной причиной порчи подвижного состава, и предлагают отказаться от агрессивных способов выгрузки.
В сложившейся ситуации необходимо принять и применять документы, регламентирующие вопросы ремонта за счет виновной стороны. Сегодня организация такого ремонта никак не регламентируется, отсутствует единый технологический процесс его проведения. И как результат – постоянно выявляются факты некачественного ремонта вагонов силами портов, в том числе с использованием нетиповых запасных частей и материалов. Это приводит к ухудшению технического состояния вагонного парка и, следовательно, к частым отцепкам вагонов, простоями в ремонте, нарушением сроков подачи вагонов под следующие погрузки, а также отрицательно влияет на безопасность движения в целом на сети железных дорог.
С презентацией о внедрении процедуры «единого окна», направленной на снижение административных барьеров в железнодорожной отрасли, выступила заместитель директора Департамента по развитию ООО УК «РэйлТрансХолдинг» Елена Константинова. В частности она отметила, что в настоящее время в процессе производства и эксплуатации вагона разрабатывается порядка 36 документов и шесть организаций контролируют вопросы, связанные с производством и модернизацией вагонного парка. По мнению экспертов, применение механизма «единого окна» будет способствовать снижению финансовой нагрузки на производственные предприятия, производящие вагоны и их модернизацию, а также повысит оперативность и качество управления производственным процессом и эффективность контроля за эксплуатацией подвижного состава.
В заключении к участникам заседания обратился директор Департамента по работе с объединениями предпринимателей Геннадий Манжосов, который отметил, что ни по одному из вопросов повестки заседания консенсуса не получилось. Каждый вопрос находиться в разной степени проработки. Готовя предложения по проблемным вопросам необходима их формализация, позволяющая вносить изменения или дополнения в ту или иную статью конкретного нормативного акта. Предложения, носящие системный характер, должны проходить экспертную оценку в профильных комитетах и советах ТПП РФ. В частности первый вопрос сегодняшнего заседания, связанный с налоговым законодательством, необходимо было обсудить со специалистами Экспертного совета ТПП РФ по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики, чтобы представить в органы власти консолидированную позицию экспертного сообщества по данному вопросу.
Ответственный секретарь комитета А.Борищенко