Комитет по предпринимательству в сфере туризма

Комитет по предпринимательству в сфере туризма

Текущие инициативы

3 октября 2014г.

Предложения Российского союза туриндустрии и Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности по оздоровлению выездного туристского рынка и диверсификации рисков субъектов туристской деятельнос


Вице-президентом Российского союза туриндустрии, председателем Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности Юрием Барзыкиным было направлено письмо на имя министра культуры РФ Владимира Мединского. Юрий Барзыкин в частности сообщил, что проведя мониторинг ситуации, сложившейся в последнее время на туристском рынке в связи с неисполнением обязательств и прекращением работы ряда туроператорских компаний, в результате чего десятки тысяч туристов не получили оплаченных ими туристских услуг.


Российский союз туриндустрии и Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности подготовили ряд предложений. РСТ и профильный Комитет ТПП России считают необходимым, о чем ранее уже неоднократно сообщалось, более четко разграничить ответственность по оказанию туристских услуг входящих в турпродукт и диверсифицировать риски участников туррынка, для чего необходимо:


- Ввести и закрепить законодательно обязательное подтверждение составляющих турпродукта по перевозке и размещению, то есть наличие билета на перевозку туда-обратно и подтверждение оплаты на размещение. Необходимо предусмотреть специальные нормы, устанавливающие требования к договорам, заключаемым туроператором в процессе формирования турпродукта. Договора, заключаемые туроператором в целях размещения туристов – с отелями или принимающими организациями, должны содержать требование о выдаче туристам ваучера на размещение, безусловно свидетельствующим его право на получение услуг по размещению, независимо от финансовых отношений туроператора и принимающей стороны. Договор о реализации туристского продукта должен содержать требование к выдаваемым туристу на руки перевозочным документам и документам на размещение;


- Усилить ответственность авиаперевозчиков по обеспечению возвращения туриста на место убытия и выдаче соответствующих документов по перевозке. Необходимо предусмотреть специальные нормы, регулирующие отношения по фрахту воздушных судов (воздушного чартера), в целях перевозки туристов. В договорах фрахта, заключаемых туроператором с авиаперевозчиком (либо авиа-брокером) должны указываться перевозочные документы, выдаваемые на руки туристу (пассажиру), безусловно свидетельствующие право на получение перевозки по указанному направлению, включая обратный рейс, независимо от финансовых взаимоотношений сторон договора фрахта или договора на блок мест на воздушном судне. Договора фрахта должны контролироваться регулятором авиарынка на предмет обеспеченности перевозки достаточной ёмкостью судов перевозчика. Заключение договора фрахта должно допускаться только с туроператором, имеющим соответствующее финансовое обеспечение. Нормативно исключить возможность образования задолженности, превышающей обеспечение у авиа-брокера и туроператора перед авиаперевозчиком, что приводит к значительным потребительским конфликтам и финансовым потерям других участников туррынка;


- Также необходимо усилить ответственность туроператора за нарушение установленного законодательством порядка определения размера финансового обеспечения при осуществлении туристской деятельности. В настоящее время по статье 14.51 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей;


- Определить специальные условия доступа страховых компаний на рынок страхования ответственности туроператоров для исключения случаев неисполнения обязательств по страховым выплатам или фиктивного страхования. Регулятор страхового рынка должен предусмотреть специальные нормы для обеспечения устойчивости страховщиков, осуществляющих страхование ответственности туроператоров;


- Также включить в отраслевой закон норму, согласно которой туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом, как от имени туроператора, так и от своего имени, «в пределах своих обязанностей и полномочий»;


- Расширить практику и совершенствовать механизмы страхования ответственности турагентов;


- Разработать и реализовать комплекс мер, направленных на повышение ответственности перед туристами, как потребителями, физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность по организации on-line бронирования отдельных туристских услуг и турпродуктов;


- Наделить Ростуризм контрольно-надзорными полномочиями в сфере туроператорской и турагентской деятельности, внести соответствующие изменения в Положение о Федеральном агентстве по туризму, включая решение вопросов финансирования и кадрового обеспечения его деятельности с учетом расширения функций;


- Внести изменения в Налоговый кодекс РФ об отнесении взносов в компенсационный фонд и взносов на текущую деятельность НП «Турпомощь» на расходы.







По мнению РСТ и профильного Комитета ТПП России, возможны и иные механизмы госрегулирования, а так же расширение функций НП «Турпомощь», страхование ответственности туроператора по каждому договору о реализации туристского продукта и т.д. Но, для объективной оценки регулирующего воздействия этих мер на рынок, необходимо комплексное их рассмотрение с участием заинтересованных организаций и экспертного сообщества туристского рынка.







Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, 


курортно-рекреационной и гостиничной деятельности