Совет по внешнеэкономической деятельности

Совет по внешнеэкономической деятельности

Текущие инициативы

14 марта 2014г.

О мерах по поддержке экспорта


Согласно поступившей информации поддержка экспортной деятельности в российских регионах, как правило, осуществляется в рамках соответствующих региональных программ, а также по линии созданных на местах соответствующих центров. В основном, это информационные и консалтинговые услуги, помощь в организации бизнес-миссий, участия в зарубежных выставках и деловых форумах и т.д.



Поскольку наибольший эффект, по мнению предприятий-экспортеров, достигается от участия в международных выставках и бизнес-миссиях, ими широко используется механизм предоставления госорганами финансовой поддержки выставочно-ярмарочной, конгрессной и презентационной деятельности.



Важную роль в области продвижения российской продукции на зарубежные рынки, по мнению российских экспортеров, играют также торговые представительства России в зарубежных странах.



В ряде регионов активно используют механизм получения субсидий на поддержку экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) по линии Минэкономразвития России.



В качестве наиболее эффективной практики поддержки экспорта МСП можно выделить систему, выстроенную в Томской области на базе местной Торгово-промышленной палаты и дополненную услугами Евро Инфо Корреспондентского центра (ЕИКЦ) и Регионального центра поддержки экспорта.



Что касается сложностей, связанных с использованием действующих мер государственной поддержки экспорта, то на основании поступившей информации можно выделить следующие.



По мнению ТПП Нижегородской области, ряд мер и ограничений, введенных Минэкономразвития России в рамках предоставления федеральных субсидий субъектам МСП, препятствует продвижению их экспорта. В частности:



поздние сроки поступления средств по итогам проведения конкурсов на федеральную субсидию (октябрь), что затрудняет их освоение до конца отчетного года;



компенсация затрат по участию субъекта МСП только в выставках, проводимых за рубежом (основная масса экспортных контрактов заключается на международных выставках, проводимых на территории РФ);



ограничение количества участия субъекта МСП в бизнес-миссиях (не более 1 раза в 2 года);



ограничение суммы затрат на участие одной компании в бизнес-миссии в пределах 50 тыс.руб.;



ограничение суммы затрат на организацию выставочно-ярмарочных мероприятий в пределах 5 тыс.руб. на человека.



Также сохраняется проблема для субъектов МСП в получении быстрого доступа к финансовым ресурсам по ставке ниже рыночной для предэкспортного финансирования бизнеса.



Кроме того, участниками внешнеэкономической деятельности отмечен ряд барьеров в сфере таможенного регулирования, препятствующих развитию экспортной деятельности.