Как скоординировать работу по продвижению российского несырьевого экспорта на региональном уровне обсуждали на экспертном совещании в ТПП РФ. Центральной темой стало создание региональных центров поддержки экспорта АО «Российский экспортный центр» с привлечением ресурсов территориальных ТПП.
Торгово-промышленная палата РФ вот уже много лет ведёт работу по продвижению российского несырьевого экспорта на внешние рынки. ТПП РФ является правопреемницей ТПП СССР, а та, в свою очередь, создавалась именно с целью развития внешнеэкономических связей. Сегодня внешние связи развивают 180 территориальных ТПП, 74 деловых совета и 35 представителей в 40 странах мира, функционирующих на базе федеральной Палаты.
Объединение колоссального опыта системы ТПП в этой сфере с ресурсами РЭЦ (в том числе, средств из госбюджета), позволит получить впечатляющие результаты. Однако важно добиться именно синергии, а не конкуренции, отметил вице-президент Палаты Владимир Дмитриев. Кроме того, сотрудничество государственных структур и территориальных палат не только возможно, но и необходимо, исходя из положений Закона о ТПП. По мнению Владимира Дмитриева, совместно с участниками переговорного процесса необходимо определить подходящие организационно-правовые формы сотрудничества.
Дискуссия в ходе совещания показала, что возможны разные модели взаимодействия государства и системы ТПП на региональном уровне. Сегодня существуют территориальные ТПП, которые создают самостоятельные структуры по поддержке экспорта, также есть примеры эффективного взаимодействия ТПП и РЭЦ в регионах. По мнению Владимира Дмитриева, все участники процесса согласны, что нельзя отвергать тот позитивный опыт, который уже существует. И РЭЦ, и Минэкономразвития далеки от мысли о том, что нужно форсировать создание конкурирующих структур. Гораздо более привлекательной выглядит идея объединить совместные усилия и двигаться вперёд.
В последнее время продвижение российского несырьевого экспорта стало лейтмотивом многих встреч и совещаний на государственном уровне, отметил генеральный директор АО «Российский экспортный центр» Петр Фрадков. Одно из 11 приоритетных направлений развития экономики РФ – поддержка экспорта. Причем, важно не только увеличение объема экспорта, а именно наращивание пула экспортно ориентированных предприятий. С этой целью, напомнил Петр Фрадков, был подписан план взаимодействия на 2016-2017 гг. между Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, АО «Экспоцентр», ПАО «Центр международной торговли» и АО «Российский экспортный центр».
Петр Фрадков также выразил надежду, что система ТПП поможет решить ещё одну важную задачу – информирования бизнеса об имеющейся в стране системе поддержки экспорта, ведь многие предприниматели даже не знают о своих возможностях.
Директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития России Максим Паршин отметил, что работа по поддержке экспорта будет оцениваться государством. Так, базовые требования к функциональному центру поддержки экспорта будут закреплены в дополнениях к Федеральному закону №209 от 06 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в России», новеллы к которому готовиться в Минэкономразвития России совместно с ТПП РФ. Они должны создать правовую основу осуществления поддержки экспорта уже существующими в регионах структурами, включая территориальные ТПП во взаимодействии с Минэкономразвития России и созданным АО «РЭЦ».
В совещании приняли участие представители руководства территориальных ТПП: Рязанской, Курской, Уральской, Липецкой, Томской, Вятской, Ростовской, Пермской и Саратовской ТПП, ТПП Владимирской, Нижегородской, Ивановской и Еврейской автономной областей, ТПП Республики Башкортостан.
В ходе совещания они рассказали об опыте развития региональной инфраструктуры поддержки экспортеров. На базе многих ТПП в регионах уже сейчас действуют консультационные и образовательные центры для экспортеров, функционируют комитеты по поддержке экспорта, организуются бизнес-миссии за границу. Одна из проблемных зон регионального экспорта – необходимость конкурировать с китайскими товарами на рынках СНГ. Тем не менее, анализ рынка специалистами территориальных ТПП позволяет найти перспективные для российских экспортеров сферы.
По итогам совещания было решено сформулировать предложения по организационно-правовой структуре будущих центров поддержки экспорта, а также регламентировать роль территориальных ТПП в этой деятельности.
Пресс-служба ТПП РФ, Е.Гаврикова