Проекты совета

Проекты совета

Проекты Совета ТПП РФ по таможенной политике

о мерах по поддержке экспорта и предложениях по их развитию

Согласно поступившей информации поддержка экспортной деятельности в российских регионах, как правило, осуществляется в рамках соответствующих региональных программ, а также по линии созданных на местах соответствующих центров. В основном, это информационные и консалтинговые услуги, помощь в организации бизнес-миссий, участия в зарубежных выставках и деловых форумах и т.д.

Поскольку наибольший эффект, по мнению предприятий-экспортеров, достигается от участия в международных выставках и бизнес-миссиях, ими широко используется механизм предоставления госорганами финансовой поддержки выставочно-ярмарочной, конгрессной и презентационной деятельности.

Важную роль в области продвижения российской продукции на зарубежные рынки, по мнению российских экспортеров, играют также торговые представительства России в зарубежных странах.

В ряде регионов активно используют механизм получения субсидий на поддержку экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) по линии Минэкономразвития России.

В качестве наиболее эффективной практики поддержки экспорта МСП можно выделить систему, выстроенную в Томской области на базе местной Торгово-промышленной палаты и дополненную услугами Евро Инфо Корреспондентского центра (ЕИКЦ) и Регионального центра поддержки экспорта.

Что касается сложностей, связанных с использованием действующих мер государственной поддержки экспорта, то на основании поступившей информации можно выделить следующие.

По мнению ТПП Нижегородской области, ряд мер и ограничений, введенных Минэкономразвития России в рамках предоставления федеральных субсидий субъектам МСП, препятствует продвижению их экспорта. В частности:

поздние сроки поступления средств по итогам проведения конкурсов на федеральную субсидию (октябрь), что затрудняет их освоение до конца отчетного года;

компенсация затрат по участию субъекта МСП только в выставках, проводимых за рубежом (основная масса экспортных контрактов заключается на международных выставках, проводимых на территории РФ);

ограничение количества участия субъекта МСП в бизнес-миссиях (не более 1 раза в 2 года);

ограничение суммы затрат на участие одной компании в бизнес-миссии в пределах 50 тыс.руб.;

ограничение суммы затрат на организацию выставочно-ярмарочных мероприятий в пределах 5 тыс.руб. на человека.

Также сохраняется проблема для субъектов МСП в получении быстрого доступа к финансовым ресурсам по ставке ниже рыночной для предэкспортного финансирования бизнеса.

Кроме того, участниками внешнеэкономической деятельности отмечен ряд барьеров в сфере таможенного регулирования, препятствующих развитию экспортной деятельности.