Инвесторам нарисуют карту вложений в российский туризм
Инвесторам нарисуют карту вложений в российский туризм
Известия. Для упрощения создания и ведения туристических инвестиционных проектов в регионах России будет создан открытый интернет-ресурс. От ранее запущенных проектов по созданию аналогичной инвестиционной карты регионов портал будет отличать детальное нанесение готовящихся и уже имеющихся инвестпроектов в сфере туризма, к примеру турбаз и ремонта дорог, рассказал «Известиям» Сергей Корнеев, советник руководителя Федерального агентства по туризму и вице-президент Российского союза туриндустрии.
Акцент сделают на дорогах.
По словам Корнеева, работы по наполнению и последующему запуску ресурса лягут на Федеральное агентство по туризму (Ростуризм), Российский союз туриндустрии (РСТ) предоставит ресурсу базу инвесторов, а также проектов, которые уже ведутся в регионах. Как пояснил собеседник, запуск ресурса намечен на начало 2015 года, полностью наполнить ресурс в Ростуризме рассчитывают к 2018 году. Советник руководителя Ростуризма Иван Введенский подтвердил «Известиям», работа над созданием ресурса в ведомстве уже ведется, при этом куратором проекта является сам Корнеев. О названии для ресурса, по словам собеседников, пока говорить рано.
Контроль за своевременным обновлением информации на портале будут вести, по словам Корнеева, местные органы власти, отвечающие за развитие туризма. Расходы на запуск ресурса, по планам ведомства, не должны превысить 2–3 млн рублей.
— Есть множество типичных проблем, с которыми сталкиваются предприниматели и инвесторы, вкладывающиеся в туризм, — рассказывает Корнеев. — К примеру, та же несогласованность в действиях с местными властями. Новый ресурс решит эту проблему: перед тем как построить тот или иной туристический объект, инвестор заранее сможет узнать, что планируется построить или реконструировать в интересующем его регионе или районе. Акцент сделают на развитии дорожной инфраструктуры — она является ключевым аспектом туристической отрасли регионов страны.
Проект планируется осуществить в несколько этапов. Как объяснил Корнеев, сначала будет собрана вся актуальная для инвесторов информация — состояние инфраструктуры и экономики регионов, а также данные о доступных трудовых ресурсах. Затем планируется собрать с каждого из региональных ведомств актуальную информацию по готовящимся проектам, к примеру строительству и реконструкции дорог, вводу предприятий и заявленных планов других инвесторов. Как поясняет собеседник, таким образом инвесторам будет легче составить свой бизнес-план и избежать острой конкуренции в отдельно взятом регионе.
Ресурс также хотят дублировать на английском языке. Как объясняет Корнеев, регионы практически не охвачены иностранными инвесторами, готовыми вкладывать деньги в туристическую инфраструктуру, и зачастую причиной тому служит элементарная неосведомленность об инфраструктурном и экономическом состоянии регионов.
В 2013 году иностранными компаниями в развитие туристической инфраструктуры регионов России было инвестировано порядка $607 млн (в 2012-м — $792 млн), отмечает Анна Столбова, замглавы отдела региональных исследований «Эксперт РА». При этом суммарная доля вложений в сферу туризма регионов России (и со стороны российских, и со стороны иностранных инвесторов) не превышает 2,6% от общего объема всех инвестиций в Россию. Охотнее всего зарубежные инвесторы вкладываются в Санкт-Петербург, Москву, Краснодарский край, Ставропольский край и Московскую область. На эти пять регионов приходится 77% от всех иностранных инвестиций в туристическую инфраструктуру в РФ.
В Ассоциации туроператоров России инициативу Корнеева считают очень своевременной. По мнению эксперта ассоциации Ирины Юзовой, создание инвестиционного портала должно привлечь внимание инвесторов перед чемпионатом мира по футболу 2018 года. Строительство туристической инфраструктуры станет важным аспектом и в деятельности региональных властей, предполагает Юзова.
— На пути к чемпионату мира государству предстоит осуществить целый комплекс мероприятий, который привлечет большие инвестиции и внимание самих туристов, — считает эксперт.
Ресурс Ростуризма может повторить участь аналогов.
Инициатива по созданию интерактивного ресурса по инвестированию в регионы России не нова — но реализованные ранее проекты не специализируются на туризме. В 2013 году в России было запущено по меньшей мере три карты для инвесторов. Самым подробным стал сайт, созданный по заказу Минэкономразвития «Инвестиционная карта РФ», — invest.gov.ru. Преимуществом ресурса являются нанесенные на карты регионов страны все готовящиеся и уже реализующиеся проекты (на других порталах невозможно определить точное расположение инвестпроектов). По оценке директора по развитию компании Orbis (текущий подрядчик проекта) Владимира Новосельцева, это дает будущему инвестору возможность наглядно оценить всю окружающую проект инфраструктуру. По данным с портала госзакупок, с 2010 года на «Инвестиционную карту РФ» из бюджета потрачено не менее 10 млн рублей.
Новосельцев говорит, что система работы сайта предусматривает прямую загрузку представителями регионов инвестиционных проектов по шаблонам. Все загруженные проекты просматриваются специалистами Минэкономразвития и после их одобрения попадают на карту. К лету 2012 года (сам проект начал поэтапно создаваться с 2010 года), продолжает Новосельцев, 67 регионов РФ разместили на инвесткарте РФ более 900 инвестиционных проектов и предложений и порядка 120 инвестиционных площадок. Среди них также встречаются проекты в сфере туризма: строительство дорог, гостиниц и крупных рекреационных комплексов. Более свежие данные собеседник предоставить не смог.
Разработкой подобного инвестпортала также заинтересовались в Российском фонде прямых инвестиций (РФПИ). В декабре прошлого года фонд объявил о запуске инвестпортала Invest in Russia (investinrussia.ru), в июне этого года была презентована его англоязычная версия, ориентированная на привлечение крупных иностранных инвесторов в регионы. Портал содержит различные отраслевые и региональные, статистические и аналитические данные, а также позволяет крупным иностранным инвесторам ознакомиться с базой доступных площадок для размещения производства. Правда, сложно себе представить, чтобы инвесторы принимали предварительные решения на основании представленных статданных. В проекте Invest in Russia пока отсутствуют данные по туристической отрасли.
— Это направление обязательно появится в самое ближайшее время, так как РФПИ находится в активной стадии обсуждения совместных проектов в этой сфере с китайскими партнерами (компания Vcanland) на Дальнем Востоке России и в Сочи, — поясняет директор Центра привлечения инвестиций в регионы России РФПИ Наталия Борисова.
15 июля Invest in Russia запустили на китайском языке, китайская версия содержит информацию о проектах инвесторов из Поднебесной в России и сопутствующие экономические статданные. Как говорит Борисова, в РФПИ наблюдают возрастающий интерес заграничных инвесторов к российской экономике. В ближайших планах РФПИ — запуск аналогичного арабского сайта.
Одновременно в конце прошлого года свой «Инвестиционный портал регионов России» (investinregions.ru) запустило Агентство стратегических инициатив (АСИ). Он больше ориентирован на российских инвесторов и предлагает подробный анализ отраслей регионов, а также информацию по планируемым инвестиционным проектам, таким как индустриальные и агропромышленные парки. Запуск сайта обошелся АСИ в 1 млн рублей, говорит директор по внешним и внутренним коммуникациям организации Игорь Карачин.
В целом, несмотря на техническую работоспособность Invest in Russia, «Инвестиционной карты РФ» и «Инвестиционного портала регионов России» оценить эффективность своих ресурсов их операторы не смогли. Большое количество и разнонаправленность инвестресурсов путает инвесторов и не дает им полной карты возможностей, считает член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по инвестиционной политике Николай Силин.
— Если АСИ, к примеру, отвечает за «дорожные карты» развития регионов, что и отражает в своих картах, то Минэкономразвития более сконцентрировано на кластерном развитии региона, его бизнес-парков и инкубаторов, — анализирует Силин. — Более эффективной схемой представляется сшивка этих карт при постоянном добавлении актуальной информации не только ведомствами, но и уже вложившимися инвесторами. Пока же эти карты — просто сравнительный отчет, не более того.
При этом всеми разработчиками карт был упущен важнейший, по мнению Силина, источник — кадастровые статусы будущих инвестобъектов.
— Для инвесторов важна не сама построенная дорога, а статус прилегающих к ней участков. Ведь в случае если их предназначение не будет соответствовать запросам инвестора, перевод земли под иные цели обернется для инвестора головной болью и он может уйти. Поэтому, пока эти инвесткарты с данными Росреестра не сверяются, ценность этих ресурсов довольно сомнительна, — добавил эксперт.