В МВЦ «Крокус Экспо» 23-25 марта прошел Седьмой всероссийский форум-выставка «Госзаказ-2011». В рамках форума 23 марта прошла конференция «Реформа госзаказа 2006-2011. Итоги и перспективы». Руководил работой заместитель мэра города Москвы по вопросам экономической политики Андрей Шаронов.
Выступивший на заседании и. о. вице-президента ТПП РФ Александр Захаров сказал, что становление отечественной системы государственных закупок идет уже почти 14 лет, если вести отсчет с Указа Президента РФ от 8 апреля 1997 года №305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд». Также прошло более пяти лет с момента принятия Федерального закона от 1 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Сделано немало. Прошедший период позволяет говорить о принципиальных изменениях в сфере регулирования на стадии размещения государственного заказа. Связано это прежде всего с регламентацией процессов закупок. Накопленный опыт проведения конкурсных процедур дает основания ставить вопрос о том, как сделать регулирование госзакупок более прозрачным и значительно снизить при этом коррупционную составляющую.
Предметом заинтересованного обсуждения представителей органов власти и бизнес-сообщества стал целый ряд вопросов, касающихся дальнейшего развития системы госзаказа. Среди них:
- какой должна быть система, обеспечивающая сквозное планирование и контроль не только за торгами, но и за результатами закупок;
- как обеспечить прозрачность не только на стадии размещения заказов, но всего цикла закупок;
- как развить идеи, заложенные в 94-ФЗ, ограничивая возможности для коррупции и не создавая проблем для добросовестных поставщиков.
ТПП РФ в 2009-2010 годах проводила аналитическую работу, связанную с участием бизнес-сообщества в государственных и муниципальных закупках. С этой целью были проведены опросы территориальных палат, членских организаций. На основании этого мы хотели бы озвучить основные проблемы, на которых бизнес заостряет внимание.
Во-первых, они касаются того, какой должна быть система, обеспечивающая сквозное планирование, контроль за торгами и за результатами закупок. Во-вторых, это то, как обеспечить прозрачность не только на стадии размещения заказа, но и на стадии всего цикла закупок. В-третьих, это ограничение коррупции на стадии ведения торгов. Однако борьба с коррупцией не должна привести к тому, что дополнительные проблемы и трудности станут испытывать добросовестные участники торгов. Одновременно необходимо бороться не только за снижение цены, но и за повышение качества товаров и услуг, отсекать от участия в торгах недобросовестных участников рынка.
В этой связи Палата России предлагает следующее.
Первое. Принципиально важно, чтобы система государственных закупок выступала в качестве мощного стимула для диверсификации российской экономики. Поэтому для продвижения инновационной продукции, закупаемой в рамках госзаказа необходима разработка перечней и классификаторов с целью формирования планов ее закупок. Одновременно необходимо продумать систему стимулирования заказчиков к закупкам такой продукции. При этом представители бизнеса предлагают введение отдельной квоты для закупок у малых инновационных предприятий.
Второе. Мы неоднократно вносили предложения о законодательном закреплении порядка и случаев обязательного участия независимых экспертных организаций на разных этапах жизненного цикла государственного заказа от подготовки конкурсной документации и размещения, до приемки и выполнения гарантийных обязательств поставщика. Это, на наш взгляд, должно стать нормой закона.
При формировании соответствующих бюджетов необходимо также предусматривать в обязательном порядке денежные средства на проведение экспертизы количества, комплектности, объема и качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг по государственным или муниципальным контрактам.
Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что экспертные структуры ТПП РФ, которые в ряде случаев принимют участие в экспертизе конкурсной документации, заявок участников, приемки товаров, работ и услуг, уже накопили определенный опыт этой работы. Действуя совместно с Рособоронзаказом и Минобороны России, удалось значительно снизить количество некачественного продовольствия и вещевого имущества, поставляемых в рамках государственного заказа, с 50% до 10-12%. Предотвращен ущерб на сотни миллионов рублей.
Третье. Участники торгов считают целесообразным корректировку правил оценки заявок на участие в торгах в целях изменения соотношения количественных и качественных критериев в зависимости от вида закупок, подчеркивают объективную необходимость рассмотрения вопроса об использовании двухэтапных конкурсов, конкурентных переговоров, что позволит отсекать недобросовестных и (или) неквалифицированных участников торгов. Здесь целесообразно использовать потенциал системы ТПП РФ, в частности, реестра надежных партнеров. Следовало бы также рассмотреть вопрос о расширении способов закупок сложной продукции, услуг в строительстве, НИОКР и т.п.
Четвертое. Целесообразно проработать дополнительные меры, облегчающие доступ малых и средних предприятий (МСП) к исполнению государственных контрактов. В их числе:
- изменение квоты закупок у малых и средних предприятий;
- повышение мер ответственности за нарушение данной квоты;
- установление платы за заключение государственного или муниципального контракта лишь в случае, если сумма контракта превышает пятьсот тысяч рублей;
- расширение вариантов финансовых гарантий, например, применение залога имущества и др.
Пятое. Естественно, все сказанное выше требует дальнейшего совершенствование законодательства и не только в части процедурных вопросов размещения государственных и муниципальных закупок, но и в части формирования контрактной системы в целом. Что касается самой идеи формирования федеральной контрактной системы, которая бы обеспечила единый технологический цикл удовлетворения государственных (муниципальных) потребностей, она, безусловно, заслуживает внимания и может быть поддержана.
В Концепции законопроекта «О федеральной контрактной системе», которая в настоящее время обсуждается, впервые органы исполнительной власти пытаются предусмотреть определенные новации, такие как:
- расширение конкурсных процедур и учет особенностей закупок отдельных групп товаров, работ и услуг (технически сложной и инновационной продукции, НИР и НИОКР и технологических работ, капитального строительства, закупок в сфере культуры, закупок в сфере обороны и безопасности),
- введение процедуры электронного магазина для упрощения затрат заказчика на приобретение стандартных товаров, работ и услуг с установлением ценового порога закупки,
- устанавливление требования предварительной квалификации по некоторым группам товаров и услуг,
- правовой механизм предотвращения демпинга и пр.
Указанные положения могут качественно изменить ситуацию, обеспечить большую заинтересованность бизнеса участвовать в честных конкурсных процедурах.
Сегодня 94-ФЗ критикуют за то, что он превратился в громоздкий документ, сложный для восприятия и исполнения. Конечно, этот закон не безупречен. Есть вопросы и нарекания, многие считают его излишне громоздким, не содержащим схем, способных достаточно успешно противодействовать коррупции. Тем не менее, закон существует, работает, и им необходимо руководствоваться, чтобы не возник правовой вакуум, сказал в заключение Александр Захаров.
ТПП-Информ