Вице-президент ТПП РФ Александр Рыбаков принял участие в совещании по выработке консолидированной позиции бизнес-сообщества по вопросам приоритетных мер стимулирования и координации комплексного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.
Торгово-Промышленная Палата Российской Федерации совместно с Министерством регионального развития Российской Федерации и Международным центром развития регионов организовала совещание для обсуждения готовящегося проекта Государственной программы социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.
Лейтмотивом совещания были вопросы выработки согласованных подходов по максимальному учету интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации Арктической зоны, бизнеса и проживающего в арктической зоне населения, коренных малочисленных народов севера России.
В мероприятии приняли участие представители таких компаний, как «Газпром», «Лукойл», «Транснефть», «Норильский никель», «Архморторгпорт» ГК «Росатом», представители «Администрации Севморпути», «Атомфлот», «ЦАГИ», Уральского научного центра РАН.
С приветственным словом к собравшимся обратился вице-президент Александр Рыбаков, отметивший важность Арктической темы и рассказавший, что ТПП РФ активно участвует в подготовке материалов к программе развития Арктики.
Генеральный директор Международного центра развития регионов Игорь Меламед, рассказал о разрабатываемой по заказу Минрегионразвития программе развития Арктики. Он отметил, что эта программа – не очередная научно-исследовательская работа, а прикладной документ, который ляжет в основу госпрограммы по социально-экономическому развитию Арктического региона.
И.Меламед подчеркнул, что госпрограммы являются новым механизмом бюджетного планирования, а в перспективе должны стать основным инструментом распределения бюджетных средств. Таким образом, сегодня закладываются основы будущих арктических проектов до 2020 года, финансируемых государством.
Что касается рассматриваемых мер стимулирования и координации комплексного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации, то Игорь Меламед отметил, что это прежде всего создание сопутствующей инфраструктуры, обеспечивающей условия для реализации коммерческих проектов. Для этого необходимо, чтобы бизнес внес свои конкретные предложения.
В своей презентации И.Меламед отметил сложности разработки комплекса социально-экономических мер, прежде всего, потому, что Арктика сегодня не является субъектом бюджетного планирования и статистического наблюдения, а оценки, которые даются тем или иным аспектам развития Арктики часто имеют сугубо «экспертный» характер. Это задача для госпрограммы.
Кроме того, реализация комплекса мер должна носить селективый характер, при котором целесообразен особый подход к выработке социальной, таможенной, тарифной и иной политике, схожий с подходом при разработке программ развития Дальнего Востока и Байкальского региона.
Далее Владимир Павленко, председатель президиума Федерального государственного бюджетного учреждения науки Архангельский научный центр Уральского отделения РАН, рассказал об опыте участия Академии в подобных масштабных проектах, отметил важность разрабатываемых предложений ввиду особого геополитического значения Арктических территорий.
Со своими предложениями и комментариями выступили представители ключевых «арктических» администраций и бизнес-структур, ведущих свои работы в Арктической зоне.
Представитель ОАО «Мурманский торговый порт», заместитель генерального директора Ирина Чеханюк отметила необходимость внесения консолидированных предложений от Мурманского транспортного узла, особенно в части модернизации и строительства гидротехнических сооружений.
Начальник отдела ФГКУ «Администрация Севморпути» рассказал о работе Администрации, которая была создана только в марте текущего года.
Руководитель управления недропользования ОАО «Лукойл» Александр Павлов представил реализуемые компанией проекты на Ямале, отметив, что новых проектов у ЛУКОЙЛа до 2020 года не будет, однако, компания находится в контакте с представителями Минрегионразвития по всем возникающим вопросам.
Начальник отдела ОАО «АК «Транснефть» Расим Мингазетдинов рассказал о программах Транснефти в рамках существующих отраслевых и региональных программ.
Заместитель руководителя представительства Чукотского округа Мкртич Казарян отметил важность комплексного, а не отраслевого подхода к развитию территорий. Ведь зачастую чисто отраслевые, коммерческие интересы компаний в полной мере не учитывают потребности региона, являющегося преимущественно дотационным.
Вячеслав Замаряной, директор направления «Национальной палаты судоходства» рассказал о важности обеспечения комплексной безопасности для судовладельцев и мореплавателей, а для этого необходимо создавать надежную инфраструктуру в портах и акваториях.
Представитель ЦАГИ Юрий Захарченко отметил сложность обеспечения арктических территорий подходящей для работы в арктических условиях техникой, обозначил проблемы транспортной доступности и доступности связи.
Ольга Штемберг, заместитель председателя Комитета по природопользованию и экологии ТПП РФ подчеркнула необходимость особого учета в госпрограмме вопросов экологической составляющей, а также регулирования экологических аспектов на законодательном уровне.
Особое внимание на вопрос обеспечения транспортного коридора Арктики достаточным количеством единиц атомного ледокольного флота обратил Станислав Головинский, руководитель представительства ФГУП «Атомфлот» в г.Москве.
По результатам совещания, участники договорились направить свои предложения для разработки программы социально-экономического развития Арктики, учитывая крайне сжатые сроки работы.
Центр по связям с общественностью и СМИ, Е.Янчук