Заседание Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка

Главная

Заседание Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка

нной палате Российской Федерации прошло заседание Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка на тему: «Состояние потребительского рынка России». На Ильинке, 6 состоялось заседание Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка. Была проанализирована ситуация, складывающаяся на потребрынке страны.

Вел заседание и выступил с докладом Председатель Комитета ТПП РФ по развитию потребительского рынка, гендиректор Московской международной бизнес-ассоциации Александр Борисов.

За последние 5 лет оборот розничной торговли в России вырос в три раза: со 150 млрд долларов в 2003 году до 457 млрд в 2007-м, сказал Александр Борисов. И в нынешнем году, несмотря на «кризисные издержки», показатель увеличится, хотя и не так значительно, как раньше, и достигнет, по оценке Борисова, примерно 500 млрд долларов.

По итогам 2008-го продовольственный рынок России, бывший четвертым в Европе, имеет серьезные шансы стать первым. По более ранним прогнозам, это должно было произойти только в 2012-2014 гг., но, скорее всего, случится сейчас, в значительной степени из-за резкого и более раннего вхождения Европы в кризис по сравнению с Россией.

Александр Борисов оценивает, что на потребрынке тенденции спада особенно сильно проявятся в 2009 году, а негативная тенденция сохранится до середины 2010 года. Несколько позже начнется стремительный рост – этому будет способствовать и отложенный спрос, и стремление многих россиян вернуться к привычной уже модели потребления, как только ситуация в экономике начнет стабилизироваться.

Характеризуя нынешнюю ситуацию, Александр Борисов отметил, что сегодня растущие издержки съедают прибыль, инвестиции сокращаются и соответственно приходится отказываться от части ранее планировавшихся проектов. Сокращаются также источники, питающие потребительский спрос – доходы, потребительское кредитование.

Мировой кредитный кризис серьезно повлиял на поведении банковской системы России. Повысились ставки, в регионах получить кредиты почти невозможно, да и в центре банки предпочитают сегодня работать только с испытанными заемщиками. Падение котировок акций торговых и девелоперских компаний в краткосрочной перспективе не так и страшно, считает Борисов, потому что это, скорее всего, временная ситуация, а деньги с рынка для нынешних проектов уже получены и используются. Однако дефицит ликвидности и высокие кредитные ставки все сильнее сказываются на рентабельности существующих сетей, на объемах планируемого нового строительства.

Растет себестоимость строительства. Пять лет назад сроки окупаемости торгового центра оценивались в 3-3,5 года, а сегодня уже в 6-7 лет, возможно, скоро будет и все 8-9 лет.

Тем не менее, отметил Александр Борисов, наиболее сильные игроки российского ритейла считают, что сложившая ситуация приведет к очищению рынка, уходу слабых и неэффективных компаний. Поэтому определенное замедление темпов роста отрасли (если этим все ограничится), появление возможности для наиболее быстро растущих игроков оглядеться по сторонам, подтянуть логистику, упорядочить финансы будет даже положительным фактором. На пользу пойдет и ценовая коррекция, т.к. на волне роста многие девелоперы необоснованно завышали цены аренды и продажи торговой недвижимости.

В целом, считает Борисов, в результате ряда мер, принимаемых на федеральном уровне, и благодаря собственной антикризисной политике, десятка крупнейших продовольственных сетей сумеет выйти из кризиса, сохранив и даже расширив собственную долю рынка (сегодня на уровне 11%). Преодолеют кризис без серьезных потерь и около пятисот небольших местных сетей (от 2 до 10 магазинов), развивавшихся на собственные средства, владельцы единичных магазинов. Кризис ударит в основном по региональным сетям (10-50 магазинов), находящимся в фазе активного роста за счет кредитных ресурсов.

В нынешних условиях повышается важность оперативного принятия антикризисных мер по двум основным направлениям. Во-первых, нужно внутреннее совершенствование в области IT, логистики, кадрового менеджмента. Во-вторых, следует усилить борьбу за лояльность покупателя; сюда следует отнести все, что связано с работой над ценами, сервисом, ассортиментом, дополнительными услугами и т.п.

Возрастает необходимость максимально тесных контактов между всеми сторонами, участвующими в цепочках «производство-дистрибуция-розница» а «также арендодатель-арендатор». Стороны должны максимально гибко подходить к выработке компромиссных решений.

В целом предложения участников рынка, направленные на улучшение ситуации, можно разделить на две категории, сказал Александр Борисов. На федеральном уровне нужно обеспечить бесперебойное финансирование банками федеральных, межрегиональных и региональных сетей. Только так можно избежать вала неплатежей по всей товаропроводящей цепи. Должны стать абсолютно недопустимыми требования банков о досрочном погашении займов, изменении ставок по кредитам и размеров штрафных платежей. ЦБ РФ должен обеспечить снижение ставки рефинансирования до уровня, при котором номинальная процентная ставка вернется на уровень инфляции. На региональном уровне создаваемые антикризисные органы должны активнее работать с местными банками и филиалами федеральных банков. Созданную за последние годы торговую инфраструктуру обязательно надо стремиться сохранить. Основной фактор экономического развития любой страны – конечный внутренний спрос, подчеркнул Александр Борисов, и именно его и надо сегодня всеми мерами поддержать.

В ходе дискуссии, в частности, руководитель сети универмагов «Виктория» Елена Калашникова отметила, что сегодня у ритейла нет возможности заниматься проектами развития, открывать новые магазины, но есть возможность посмотреть внутрь себя и заняться совершенствованием. В условиях кризиса не следует гнаться за товарооборотом, увеличением торговых точек, но следует максимально гибко работать с поставщиками. Так, учитывая проблему постоянной нехватки оборотных средств, «Виктория» старается ускорять оплату за поставленную продукцию компаниям, поставляющим молочную, мясную продукцию (так, «плечо» от начала затрат до получения дохода у производителей мяса-птицы – минимум 90 дней, и тем более нельзя задерживать им оплату, поскольку «денежные заторы» легко могут погубить этот бизнес; задержка в случае с молочниками тут же может сказаться на закупке кормов; все это в конце концов рикошетом ударит и по конечным продавцам). Сеть делает ставку сейчас прежде всего на простые продукты. Сокращается персонал; в каждом круглосуточном магазине вместо 40 человек придется справляться с работой двадцати работникам. На четверть сокращается офисный персонал. Приходится из-за сложностей в получении кредитов дополнительную часть прибыли отвлекать для поддержки уже сформированного и реализуемого «кредитного портфеля».

Генеральный директор Ассоциации предприятий индустрии моды Мария Сморчкова рассказала о ситуации, складывающейся в этом секторе рынка, о сложностях, возможных путях преодоления возникающих сейчас препятствий.

Директор Союза независимых сетей Ирина Канунникова отметила, что сегодня в России около 500 торговых сетей находятся в шатком положении. Полки магазинов понемногу пустеют. Не хватает оборотных средств, необычайно трудно получить кредиты для повседневной деятельности; они практически недоступны. Главы регионов здесь бессильны, они не могут повлиять на банки; федеральному центру тоже пока не удается «расшить» узкие места; но если в Москве, Петербурге, ряде других крупнейших городов пока есть средства, пока все более-менее работает, в провинции ситуация очевидно ухудшается. Еще две-три недели упустить, и в регионах может начаться серьезные экономические трудности, причем начнутся они там, где потребитель приобретает товар.

Поэтому, считает Ирина Канунникова, государство должно в такой сложной ситуации активнее вмешиваться в ситуацию; нужна господдержка; власть должна жестко требовать от участников рынка, прежде всего от банковской системы, выполнения своих прямых функций.

В завершение заседания Комитета состоялась презентация книги руководителя торговых центров ФПК «Гарант-Инвест» Татьяны Смирновой «100 причин, почему мы любим торговые центры».


Департамент информации и связей с общественностью ТПП РФ, А. Бондарь

Материалы в СМИ:

Альянс Медиа В условиях кризиса в ритейле выживут ориентированые на инновации компании
Торговая газета Розничная торговля России: замедление роста или кризис отрасли?
Торговая газета Розничная торговля России: замедление роста или кризис отрасли?(продолжение)