Новые методы предупреждения коррупции – основная тема четвертого Евразийского антикоррупционного форума

Главная

Новые методы предупреждения коррупции – основная тема четвертого Евразийского антикоррупционного форума

23 и 24 апреля в Счетной палате прошел четвертый Евразийский антикоррупционный форум, на котором обсуждались проблемы эффективности международных антикоррупционных стандартов предупреждения коррупции, система запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также гражданско-правовые средства противодействия коррупции. В мероприятии принял участие и выступил Президент ТПП РФ Сергей Катырин.
 
Одна из первоочередных задач, которую сегодня ставит перед собой ТПП РФ – это активизация сотрудничества ассоциаций бизнеса с международными организациями, компетентными государственными органами и ведущими научными центрами в России и за рубежом в целях более интенсивного обмена результатами анализа состояния и динамики коррупции в глобальном, региональном и государственном масштабе.

При этом Сергей Катырин подчеркнул, что залогом успеха в сфере борьбы с коррупцией являются комплексные, системные и последовательные действия всех уровней власти и бизнеса. Только такой подход способен дать положительные результаты. Поэтому, безусловно, Палата и дальше будет поддерживать те форматы сотрудничества с органами власти в сфере противодействия коррупции, которые уже доказали свою эффективность – это антикоррупционная экспертиза, мониторинг правоприменения, оценка регулирующего воздействия и другие формы работы по устранению необоснованных национальных и наднациональных административных барьеров для бизнеса.

В области противодействия коррупции сегодня Палата видит задачу в унификации антикоррупционных стандартов в негосударственной сфере. Крупные государственные корпорации и акционерные общества уже имеют определенный опыт в формировании антикоррупционных систем, набор лучших практик внедрения антикоррупционных стандартов. Теперь эти практики и стандарты можно было бы постепенно распространять и на другие хозяйствующие субъекты, разумеется, с учетом возможностей и отраслевой специфики той или иной организации. Над этим сейчас работает ТПП РФ с учетом международной практики.
 
Говоря о сферах, подверженных наибольшим коррупционным рискам, Президент ТПП РФ особо выделил государственные закупки. Вопросы открытости, прозрачности, возможности общественного обсуждения закупок, проведение независимой экспертизы поставляемых товаров – все это, подчеркнул Сергей Катырин, требует своего дальнейшего развития. Поэтому необходимо внедрение системы определения аффилированных с сотрудниками заказчиков организаций-победителей торгов.
 
В качестве меры противодействия коррупции в контрактной системе следует рассмотреть и вопрос о допуске к государственным (муниципальным) закупкам только тех организаций, которые выполнили требования Федерального закона «О противодействии коррупции» в части внедрения в компании антикоррупционных процедур.
 
Кроме того, Палата неоднократно выступала с другой инициативой – запретить участвовать в государственных (муниципальных) закупках организациям, привлеченным к ответственности по статье 19.28 КоАП (незаконное вознаграждение от имени юридического лица). Такой запрет также должен способствовать снижению коррупционных рисков в рамках закупочной деятельности.

Сегодня одно из важнейших направлений, по мнению Президента ТПП РФ - это выработка путей снижения давления на бизнес, и одна из тем – это упорядочивание контрольных мероприятий. В адрес Палаты приходит масса обращения по всякого рода нарушениям в этой области. 

Сейчас ведется работа над проектом федерального закона о контрольно-надзорной деятельности. Полагаем, что его принятие, внедрение реестра проверок и передача ряда функций от федеральных органов власти к региональным органам будет в целом способствовать качественному улучшению положения дел. 

В заключении Сергей Катырин еще раз подчеркнул, что необходимо дальнейшее совершенствование статьи 19.28 КоАП, в том числе, смягчение штрафов или нулевые штрафы по указанной статье для организации в случае наличия эффективной системы мер по предупреждению коррупции.

Департамент предпринимательства и услуг, С.Полуботко