РГ. Изменения устраняют некоторые юридические препятствия, влияющие на возможности привлечения заемного финансирования в концессионные и ГЧП-проекты, тем самым открывая новые возможности для банков, пенсионных фондов, частных инвесторов, операторов, подрядчиков - в общем, всех участников рынка, заинтересованных в реализации инфраструктурных проектов.
В соответствии с законом инвесторы, способные подтвердить наличие или возможность получения финансовых средств в размере не менее 5% от заявленного объема инвестиций, требуемых для реализации проекта, могут предложить концеденту заключить концессионное соглашение без проведения конкурса. В течение 10 дней после принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения концедент размещает соответствующую информацию на официальном сайте сроком на 45 дней. Соглашение должно быть заключено с инвестором без конкурса в течение 2 месяцев после окончания указанного срока. Проведение конкурса потребуется только в том случае, если на этапе публикации (45 дней) поступят заявки от других заинтересованных инвесторов.
Новая процедура заключения концессионных соглашений по инициативе концессионера сходна с правилами, действующими в ряде других стран, и предоставляет дополнительные возможности для инвесторов, готовых делать предложения самостоятельно. При этом сроки для принятия концедентом решений и заключения концессионного соглашения ограничены.
Закон отменяет запрет на уступку прав и обязанностей по концессионному соглашению до ввода объекта соглашения в эксплуатацию, предусмотренный в первоначальной версии закона о концессионных соглашениях. В результате права по концессионному соглашению могут быть использованы в качестве способа обеспечения исполнения обязательств перед кредиторами уже на начальном этапе реализации проекта. Кроме того, использование такой уступки прав в качестве способа обеспечения теперь допускается в любых концессионных проектах, а не только для проектов в сфере ЖКХ и автодорожной инфраструктуры (как было предусмотрено ранее). Такие изменения будут позитивно восприняты участниками рынка.
В соответствии с законом допускается замена концессионера без проведения конкурса (Step-in) в случае нарушения им существенных условий концессионного соглашения или если его деятельность привела (или может привести) к причинению вреда жизни или здоровью людей. Решение о замене концессионера принимается концедентом по согласованию с кредиторами. Закон предусматривает ряд гарантий для концессионера на тот случай, если принятые законы увеличивают совокупную налоговую нагрузку на концессионера или ухудшают положения концессионера таким образом, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении соглашения. В таких случаях концедент обязан принять меры, обеспечивающие окупаемость инвестиций концессионера и получение им валовой выручки в объеме, предусмотренном концессионным соглашением.
Закон предусматривает возможность продления срока концессионного соглашения с учетом определенных ограничений. Так, срок действия концессии может быть продлен не более чем на 5 лет по договоренности сторон. При этом потребуется также решение высшего органа исполнительной власти концедента, то есть правительства РФ (если концедентом является Российская Федерация). Кроме того, продление срока концессионного соглашения, концедентом в котором является субъект РФ или муниципальное образование, требует согласования Федеральной антимонопольной службы.
В соответствии с законом концессионные соглашения могут заключаться в отношении нескольких различных объектов, если только это не объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, которые не могут быть объединены с другими объектами в рамках одного концессионного соглашения.
Если построенный по концессионному соглашению объект будет находиться в собственности разных публично-правовых образований, законодательство допускает проведение совместного конкурса на основании соглашения между такими публично-правовыми образованиями, в котором должны быть согласованы все условия конкурса. По результатам такого конкурса концессионное соглашение будет заключаться с несколькими концедентами.
В случае если концедент решает приватизировать объект по окончании срока действия соглашения, закон предоставляет концессионеру преимущественное право выкупа этого объекта при условии, что концессионер надлежащим образом исполнял обязательства по концессионному соглашению.
Согласно закону, возможно заключение концессионных соглашений не только в отношении объектов переработки и утилизации бытовых отходов (как предписывала первоначальная редакция закона о концессиях), но и в отношении любых объектов обращения с отходами, включая производственные отходы. Это нововведение в совокупности с последними изменениями законодательства об отходах производства и потребления, устанавливающими ответственность производителя (импортера) за утилизацию отходов, создает условия для привлечения дополнительных инвестиций в сферу обращения с отходами на основе концессионных соглашений.
Кроме того, согласно закону, положения, которые ранее успешно применялись в отдельных значимых секторах (например, в отношении автомобильных дорог), будут применяться и к проектам государственно-частного партнерства в других отраслях. Также закон расширил сферу применения концессионных соглашений за счет новых отраслей, например, сферы обращения с производственными отходами.