У малого российского бизнеса потенциально есть большие перспективы развития. При условии, что ему не мешать расти, что будут убирать барьеры и поддерживать, пока он не встанет на ноги – иными словами, будут делать то, что давно сделано в развитых странах, где малый бизнес – это 60-70 и более процентов ВВП, и большинство рабочих мест в экономике¸ и, наконец, общий высокий уровень жизни.
Об этом шла дискуссия на всероссийском форуме малого и среднего предпринимательства «Малый бизнес – большие перспективы», который впервые состоялся в рамках ПМЭФ. Заявленная цель форума – продвижение малого и среднего предпринимательства как основы экономики Российской Федерации.
Работа форума была построена в формате «круглых столов». В работе «круглого стола» на тему «Инновационный и промышленный малый бизнес. Инфраструктура для бизнеса» принял участие и выступил Президент ТПП РФ Сергей Катырин.
Трудно «поднять» инновационные малые предприятия в условиях, когда нет полноценного спроса на их продукцию, отметил он. В стране есть рынок хлеба, другие рынки, есть даже рынок мороженого; хочешь выжить, зарабатывать – предлагай товар, которого нет у конкурента, продавай лучший товар. А вот рынка инноваций, на котором бы боролись за новые разработки и покупали их, у нас нет.
Инновационная идея давно продвигается в России. Активно создается необходимая инфраструктура – бизнес-инкубаторы, технопарки и т.д. Это нужная работа, но она будет приносить весомые результаты, только когда появится полноценный конечный потребитель, готовый платить за инновационный продукт деньги.
Основные деньги, которые могли бы пойти на закупку инновационных разработок (то есть стал бы формироваться рынок), сегодня находятся у государства (речь о госзакупках) или у предприятий с госучастием. Но уровень конкуренции там сегодня очень мал. Нет стимулов внедрять инновационные продукты, созданные малыми предприятиями, чтобы заработать дополнительную прибыль. Любая государственная корпорация может просто повысить тарифы, что бы больше зарабатывать. А если нет конкуренции, то не может быть и рынка инноваций. Образование, стратапы, бизнес-инкубаторы, технопарки т.д. – это хорошо, но этого, как видим, мало.
Надо думать, как создать конкурентную среду именно там, где есть деньги.
Мы часто уповаем на административный ресурс. Однако императивные нормы в рыночной экономике работают не очень эффективно. Находятся тысячи способов, чтобы их обойти, если они не выгодны бизнесу.
Но мы все хотим, чтобы у инновационного малого бизнеса были перспективы. Без этого не бывает инновационной экономики, без этого не выиграть конкуренцию на мировых рынках высоких технологий. Поэтому нужна система стимулов, чтобы крупным компаниям – и частным, и государственным – было выгодно использовать инновации. Разместила крупная компания заказ в малых и средних фирмах – получила выгоду. Вот это правильный путь, уверен глава ТПП РФ.
На «круглом столе» Сергей Катырин представил позицию ТПП РФ. По мнению Палаты, стимулирующими мерами могут быть, в частности: предоставление целевых налоговых льгот или снижение ставок по налогу на прибыль, налогу на имущество, земельному налогу для предприятий, создающих на своей территории промышленные парки для размещения субконтрактных МСП или размещающих определенную долю своего производственного заказа у МСП; льготные ставки по арендной плате за пользование государственным и муниципальным имуществом; субсидирование процентных ставок по кредитам на модернизацию производственных мощностей и т.д.
На другом «круглом столе» в дискуссии на тему «Потенциал малого бизнеса. Спрос и предложения. Государственные закупки. Субконтрактинг. Международное сотрудничество» выступила председатель Комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Елена Дыбова. Она затронула тему торгов по госзаказу и заказу компаний с государственным участием. Заказчики часто предъявляют техническое задание, имеющее очень мало общего с реальностью, зато четко подстроенное под возможности одного-единственного, «своего» исполнителя. Нужен классификатор продукции, где четко будут описаны все ее параметры и требования; тогда и техусловия, предлагаемые заказчиком, не будут содержать аспекты, которые выдуманы специально для «своих» компаний.
Крупным организациям не выгодно (да и хлопотно) иметь дело сразу с сотнями малых фирм. Значит, нужны торги «второго уровня»: заказ к исполнению получает на торгах одна компания, а потом уже она организует для его исполнения торги для остальных. В то же время Елена Дыбова подчеркнула, что в последнее время малый и средний бизнес выступает достаточно сплоченно, к его голосу уже серьезно прислушивается власть, и это позволяет рассчитывать на позитивные перемены.
Прошли также заседания еще двух «круглых столов». На них были рассмотрены следующие темы: «Когда законы – не препятствие. Как защитить малый бизнес от административных барьеров»; «Где и сколько? Финансовые ресурсы для малого и среднего бизнеса. Инвестиции в малый бизнес».
Итоги заседания будут подведены на пленарном заседании. На нем участники форума обсудят решения Госсовета РФ, направленные на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в стране.
Центр по связям с общественностью и СМИ, А.Бондарь
Фото: ТАСС
Документы