Форум Региональный трек «Сделано в России», организованный Российским экспортным центром, прошел 29 августа в Ярославле и собрал на своей площадке ярославские компании-экспортёры, представителей органов власти, общественных, деловых организаций, экспертов в сфере внешнеэкономической деятельности для обсуждения вариантов развития экспортного потенциала ярославского региона, возможностей эффективного использования инструментов государственной поддержки экспорта.
В дискуссии приняли участие директор по межрегиональным коммуникациям Группы РЭЦ Дмитрий Макеев, директор областного департамента инвестиций и промышленности Галина Пенягина, и.о. президента ЯрТПП Наталья Рогоцкая, директор Центра экспорта Ярославской области Наталия Багрова, начальник Ярославской таможни Василий Ермолин и директор департамента туризма Юлия Рыбакова.
Дмитрий Макеев в своем выступлении назвал основные направления развития сферы российского экспорта. В частности, речь идет о двукратном росте объемов несырьевого экспорта и увеличении количества экспортоориентированных компаний.
«В рамках реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» мы активно используем опыт разных стран. В частности, мы сегодня активно продвигаем бренд «Сделано в России». Проект позволит повысить узнаваемость российских товаров на зарубежных рынках, повысит лояльность к отечественной продукции. Для этого заключены соглашения с крупными иностранными СМИ для продвижения российской продукции, – рассказал Дмитрий Макеев.
По его словам, для участия в программе «Сделано в России» необходимо пройти бесплатную добровольную сертификацию.
«Сегодня выдано 133 сертификата российским компаниям, – уточнил Дмитрий Макеев. – 52 из них – представителям крупного несырьевого бизнеса. Отрадно, что в числе участников 69 предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе и Ярославская шоколадная фабрика «Собрание». Предприятие получило сертификат в июне 2018 года».
Директор департамента инвестиций и промышленности Галина Пенягина отметила, что благодаря формированию комплексной системы поддержки Ярославская область показывает хорошие темпы увеличения объема экспорта. За первое полугодие этот показатель достиг 580 миллионов долларов, что на 66 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Основными торговыми партнерами региона являются Китай, Белоруссия, Польша, Казахстан, Франция. За рубежом особым спросом пользуется продукция химической промышленности и отрасли машиностроения. Экспорт в этой сфере увеличился в полтора раза.
Для Ярославской области задачей на перспективу является увеличение доли экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью – продукции авиастроения, судостроения и АПК. Перспективным выступает также экспорт IT, медицинских, образовательных и туристических услуг.
«Развитие торгово-экономического сотрудничества России с зарубежными странами – одна из приоритетных задач торгово-промышленных палат, – отметила в своем выступлении и.о. президента ЯрТПП Наталья Рогоцкая. – ЯрТПП является частью огромной семьи торгово-промышленных палат по всему миру. Межпалатское взаимодействие может быть крайне полезным бизнесу для более эффективной деятельности на внешнем рынке».
Подробнее она остановилась на услугах, которые настоящие и потенциальные экспортёры могут получить в ЯрТПП. В том числе, консультации по проведению экспортных операций, поиск и проверка деловых партнеров, экспертиза межторгового контракта и все, что связано с документальным оформлением, юридическое сопровождение – оформление сертификата о правовом статусе юридического лица, защита интеллектуальной собственности, профессиональный поиск в интернете технических, технологических и научных материалов на иностранном языке, и многое другое.
Наталья Рогоцкая также обратила внимание на необходимость эффективного взаимодействия ЯрТПП и регионального Центра экспорта для развития экспортного потенциала нашего региона.
В завершение форума состоялся круглый стол в формате мозгового штурма. Представители предприятий обсудили проблемы, с которыми они сталкиваются при выходе на внешние рынки и в решении которых необходима помощь представителей экспортных центров. Это логистические вопросы, получение разрешительных документов и сертификатов. Региональные компании-экспортеры – ПСМ, «Полиграфпринт», «Залесье» – поделились своим опытом зарубежных продаж.
Наталья Виноградова,
Ярославская ТПП