Как сделать водоканалы прибыльными, а тарифы адекватными,- более часа обсуждали в Общественной палате Ростовской области эксперты отрасли.
Почему прогрессивные законы, принятые на уровне федерации, не сработали в регионах? Что необходимо сделать, чтобы отрасль ЖКХ стала прозрачной, прибыльной и эффективной? На эти непростые вопросы попытался ответить основной докладчик - заместитель председателя комиссии Общественной палаты Ростовской области по общественному контролю, экологии и природоподобным технологиям, вице-президент областной ТПП Сергей Шнейдер.
В российском законодательстве в сфере водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения сегодня созданы самые современные организационные модели, широко применяемые в развитых странах. Однако, как показывает практика, сегодня только 3 водоканала из существующих 163 водоканалов Ростовской области имеют инвестиционные программы. Такая же ситуация и с предприятиями теплоснабжения: из 135 – только 2.
Большинство ОКК работает вне правового поля и не имеет перспектив на развитие. В этой ситуации потребители не могут рассчитывать на адекватную тарифную политику и прозрачные условия подключения новых абонентов, - резюмирует Сергей Шнейдер. В результате тарифы на воду в городах области могут отличаться в семь-восемь раз.
Важнейшим шагом для точки отсчета реформ является разработка схем водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения. В состав таких схем включаются мероприятия по развитию инфраструктуры, определяются источники их финансирования, формируются объектные перечни, отражающие планируемое развитие в разрезе градостроительного зонирования. Именно на основе принятых схем организации коммунального комплекса формируют свои инвестиционные и производственные программы, рассчитывают тарифы. Заказчиками таких схем должны выступать органы местного самоуправления. Но они сегодня в своих бюджетах не закладывают средства на эти цели.
Формально такие схемы есть. В 2012 году по инициативе Минстроя РФ в стране началась всеобщая кампания по разработке схем, финансируемая централизованно из средств федерального бюджета. Однако постановления и методические рекомендации, регламентирующие требования к составу и качеству документов, появились уже после того, как все муниципалитеты и регионы отчитались перед Минстроем РФ о разработке таких схем. Таким образом сложилась ситуация, при которой схемы формально существуют, но в основной своей массе не соответствуют требованиям законодательства. Для их нового составления средств в местных бюджетах нет. Большинство муниципалитетов к этой работе не приступило. По имеющейся информации подавляющее большинство муниципалитетов не включило эти расходы в бюджеты на 2019 год.
По данному вопросу на заседании Общественной палаты Ростовской области выступили: министр ЖКХ Ростовской области Андрей Майер, председатель Межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при губернаторе Ростовской области, генеральный директор некоммерческого партнерства «Центр энергосбережения и инновационных технологий» Анатолий Ковальчук, руководитель региональной службы по тарифам Ростовской области Алексей Лукьянов.
По итогам обсуждения принято решение рекомендовать министерству ЖКХ Ростовской области инициировать процесс корректировки схем водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения во всех муниципальных образованиях Ростовской области в 2020-2021 годах, а также разработать «Дорожную карту» корректировки схем, включающую обучение, финансирование и методическое обеспечение процесса их разработки.
Ирина Фомина,
пресс-служба
ТПП Ростовской области