Юлия Пономарева: «Я увидела, как тратятся бюджетные деньги»

Новости

Юлия Пономарева: «Я увидела, как тратятся бюджетные деньги»

Директор департамента экономического развития Алтайской ТПП Юлия Пономарева ответила на вопросы ведущей программы «В фокусе» Татьяны Бондаренко на радио «Вести ФМ» о том, почему тендеры не особо мешают коррупции, но затрудняют ведение бизнеса, и какие пробелы в законодательстве этому способствуют. 

- Здравствуйте, эфирный час завершает программа «В фокусе». В студии вместе с нами сегодня Юлия Пономарева, директор департамента экономического развития Алтайской торгово-промышленной палаты.

- Добрый день.

 - Я предлагаю поговорить сегодня о проблеме, про которую мало кто говорит - о коррупции и тендерах, потому что все чаще слышу от людей, работающих в разных сферах: в бизнесе, в медицине, в образовании, в строительстве, что тендеры не особо мешают коррупции. А вот нормальной работе мешают очень серьезно. Механизм этот был придуман для того, чтобы коррупционную составляющую из госзакупок убрать. На самом деле получилось не очень.

 - Получилось так, как получилось. Наверное, что-то изменилось в лучшую сторону. Были предприняты шаги для борьбы с недобросовестными заказчиками и поставщиками. Но те, кто хотели оставаться в нише недобросовестного поведения, в ней и остались. Наши люди всегда умудряются находить какие-то варианты: как, что и где можно обойти. И здесь большой проблемой, на мой взгляд, является то, что порядочные поставщики, даже если видят коррупционную схему в госзакупках, не готовы идти и бороться, обращаться в контролирующие органы. Почему?  Потому что боятся. Потому что всем дальше работать в этом городе и в крае. Например, совсем недавно мы проводили в Рубцовске обучающий семинар по госзакупкам. Рассказывали, как участвовать в тендерах, какие существуют меры поддержки предпринимателей в рамках госзакупок. Предприниматели подняли в том числе тему коррупционной составляющей. Кстати, предприниматели города Рубцовска очень активно выступают по этому поводу, но дальше разговоров дело не заходит. Мы готовы выделить место в журнале Алтайской ТПП для статьи по конкретной проблеме, разместить информацию на сайте Алтайской торгово-промышленной палаты, но никто не хочет предоставлять конкретные факты. Предприниматели боятся, что им будут ставить всяческие препоны для участия в торгах. Вот такая проблема существует. Конечно, на законодательном уровне многое делается для того, чтобы усовершенствовать систему госзакупок, но внесение каждого изменения требует долгого согласования, занимает очень много времени и потом оно не всегда принимается.

- На мой взгляд, самый простой пример неработающий нормально системы – это всем понятный пример, с которым практически каждый сегодня сталкивается. Это детское питание в школах. Министерство образования обязано провести тендер. В итоге выигрывает компания, которая предлагает самый дешевый продукт, и мы получаем еду, которую невозможно есть. Практически через одного, мои дети, дети моих друзей, говорят, что в школе есть невозможно.

- Здесь проблема непосредственно законодательная. Проблема в том, что заказчик (школа, больница, поликлиника, детский сад) не имеет возможности быстро расторгнуть контракт. Заказчик просто обязан принять лучшее по цене предложение. Это положение в законе, на мой взгляд, должно быть пересмотрено. Нельзя ориентироваться только на цену в рамках госзакупок, нужно учитывать и другие факты.

- Тем более, когда это касается питания в школах, например, или закупок лекарств.

- Конечно. Заказчик обязан принять лучшее ценовое предложение, но в 90% случаях, или даже в 100%, у этого поставщика будет продукция хуже по качеству, чем у другого поставщика с более высокой ценой. Но когда заказчик уже получает товар, даже если он сам, без привлечения независимых экспертов, видит, что товар некачественный, он честно говорит: что я могу в этой ситуации сделать? Я сейчас откажусь принять товар. Расторжение контракта процедура длительная. Объявление нового тендера - еще более длительный процесс. Денег свободных на быструю закупку этого продукта у меня нет. Значит я вообще не смогу накормить детей! Поэтому я считаю, что в этом отношении на законодательном уровне должны быть внесены какие-то изменения. Я всегда говорю о том, что нужно проверять поставщиков в момент, когда они выиграли контракт, а не тогда, когда дело дошло до его поставки. Все мы знаем, что фирмы-однодневки, которых внесли в реестр недобросовестных поставщиков, регистрируются заново. В конкурсах часто принимают участие фирмы-посредники. Сидит на одном стуле в арендованном кабинете 12 квадратов. Выигрывает кучу разных аукционов по различным отраслям и видам деятельности.

- Я бы субподряды вообще запретила бы.

- Этот вопрос я постоянно поднимаю. Я считаю, что как только выигран аукцион, нужно объявлять проверку поставщика - есть ли у него материальные и финансовые возможности выполнить этот тендер. Если он просто посредник, не нужен он в госзакупках. Для чего этот закон приняли? Для того, чтобы открыть доступ к госзакупкам добросовестным поставщикам, а в итоге мы получили, что у нас просто масса непонятных посредников, которые потом поставляют непонятно что, и услуги оказывают непонятно какие. На совещании с минфином я выносила вопрос о том, чтобы на законодательном уровне внесли положение о проверке поставщика до момента поставки товара, потому что когда уже началась поставка, расторгнуть контракт очень сложно. И нужно вносить изменения, хотя бы на жизненно важные товары, чтобы была возможность быстрого расторжения контракта и быстрого объявления нового тендера, потому что прохождение этой процедуры тоже длительный процесс.

- С больницами тоже большая песня, потому что закупить лекарства, высокотехнологическое оборудование по тендеру очень сложно. Я знакома со многими врачами, которые говорят, что это головная боль и катастрофа каждый год, потому что мы покупаем лекарства, которые не нужны. Те лекарства, которые нужны, мы не можем закупить, потому что они выше по цене. Что касается всяких аппаратов сложнейших - это вообще беда. А вы вот сталкиваетесь в своей работе с тендерами? С экспертизой именно товаров? Что проверяли, что привело в ужас?

- Недавно у нас была большая поставка мебели в общежитие института. Все общежития меняли мебель по тендеру. Причем я же работаю одиннадцатый год уже в этой области, а по 44 закону мы работаем с четырнадцатого года. Очень много экспертиз я провела в рамках госзаказа. Есть заказчики, которые меня лично знают, приходят и говорят: мне надо, чтобы мы не приняли этот товар. Я говорю: почему? В ответ слышу, что мне не нужен этот поставщик. Но вы же еще не видели его товар? Я сказал, он мне не нужен, давай сделаем так, чтобы его не принять. Есть такие варианты. А есть варианты как с этой мебелью. Там наоборот - давайте как-то решим, как-то напишем то, что поставленный товар соответствует всем требованиям. Хотя мебель была абсолютно не соответствующая техзаданию. Вплоть до того, что столешницы просто от нажатия руки прогибаются, да и много всего. Я, со своей стороны, хочу, чтобы все еще раз услышали, что даже если я с кем-то лично знакома, я напишу так как есть на самом деле, объективно. В итоге с этой мебелью они, по-моему, пошли на устранение недостатков, не на расторжение контракта. Теперь они все полностью переделывают, хотя для них, я думаю, исходя из тех недостатков, которые там выявлены, это будет убыточный контракт. Я всегда, когда провожу семинары для поставщиков, спрашиваю, для чего вы подписываете контракт на таких условиях? Для чего вы снижаете стоимость? Вы хотите выиграть, но вы даже не думаете потом, что в эту цену выполнить условия, которые предусмотрены контрактом, вы не сможете, не снижайте вы ее, участвуйте по реальной цене, чтобы потом реальный товар поставить. Потому, что если вы поставите товар, не соответствующий техзаданию, есть большой шанс, что контракт будет расторгнут, особенно если попадете на порядочного заказчика, который пользуется услугами независимых экспертов для приемки товара. В июле месяце прошлого года были внесены изменения в 44 закон, которые касались именно обязательной приемки независимой экспертной организацией в случае, если на аукционе единственный поставщик. То есть если вышел один, а это же тоже очень часто подстроено, когда изначально подают две заявки, а на торги выходит один поставщик. Понятно тут все, т.е. заявки были поданы специально от какого-то твоего друга, партнера и так далее. И вот были внесены эти изменения - с 1 июля восемнадцатого года обязательная приемка независимой экспертной организацией. Вот тогда я увидела, что у нас поставляется и как поставляется. И сколько было уговоров-переговоров за этот период со мной. Давайте напишем, давайте примем, давайте закроем глаза... Я готовила даже статью в журнал «Экономика Алтайского края», в которой крупными буквами написала: Да, я реально увидела, как тратятся бюджетные деньги! Например, когда ремонт какого-то старенького помещения, контракт миллионный, а по факту там работ, образно говоря, на 3 рубля сделано, и вот таких моментов очень много.

Конечно, этот закон очень сильно помог порядочным заказчикам, которые действительно хотят получить качественный товар, потому что если я выдаю заключение, что товар не соответствует требованиям, им тут же меняют товар или переделывают работу. Идут если не на расторжение, то хотя бы на замену и получают нормальный товар. Но эти поправки отменили с января этого года, и они уже не действуют. Обязательной приемки больше нет. Когда на вебинаре общалась с минфином, спрашивала, почему отменили, это же настолько показательно было за эти полгода…

- Это называется простым словом - отмыванием государственных денег.

- Я и начала вот эти примеры приводить. Мы же видим конкретные примеры, куда уходят бюджетные деньги. На что мне ответили: не все же такие честные, как вы в России. Давайте реально смотреть на вещи: есть эксперты, которые пишут как надо. Получилась ситуация, что часть бюджетных денег уходит на экспертизу, а экспертиза еще и необъективная. И получается, что экономии никакой нет. Я не знаю, что здесь нужно сделать, какие предпринять шаги. Наверное, что-то должно измениться в головах все-таки добросовестных заказчиков. Они у нас остались. Они работают с нами. Еще пример – мы принимали месяц, наверное, или два назад в рубцовской школе-интернате кровати для детей-инвалидов, которые должны были выдерживать вес до 100 кг. Но получилась так, что полученные кровати ломаются от веса в 50 кг. Просто из каких-то смешных материалов были сделаны эти кровати, конструкция полностью не соответствует нормативной базе, а стоят они довольно дорого. То есть, если бы не мы, директор вынуждена была бы их принять. И таких примеров конечно масса. Очень многие порядочные заказчики пользуются нашими услугами.

- Печально, что это все вопрос личного отношения, а не государственной системы. Понимаете, вот если человек порядочный, значит он будет делать честно, а если не порядочный, то и государство собственно умывает руки. Вот в этом самая главная проблема. Но надо же это пресечь. Надо же остановить.

- Если у нас не все экспертные организации работают честно и порядочно, давайте тогда создадим государственные экспертные организации, либо делегируем полномочия системе торгово-промышленных палат. Нам же делегировали полномочия по подтверждению производства промышленной продукции, то есть в рамках государственных субсидий мы можем подтверждать, действительно этот производитель производит эту продукцию или нет. Почему бы здесь не делегировать полномочия опять же системе ТПП проверять поставщиков.

- Мне кажется, вам надо работать в тесной сцепке с прокуратурой.

- Да, в том числе и с прокуратурой, и с ФАС. Мы постоянно проводим совместные мероприятия, консультируем, рассказываем, объясняем. И, кстати, последнее время все чаще с нами стали консультироваться добросовестные поставщики, когда они предполагают, что аукцион заказной, к нам обращаются на предмет как правильно написать обращение в ФАС.

- Юлия Пономарева, директор департамента экономического развития Алтайской торгово-промышленной палаты, была сегодня вместе с нами. Мы говорили о тендерах и о проблемах, которые возникают в этой сфере.

Алтайская ТПП 

Фотогалерея