1 апреля в Рязанской торгово-промышленной палате состоялся «круглый стол» по проблемам пассажирских перевозок. В нем приняли участие президент Палаты, депутат Рязанской областной думы Татьяна Гусева, председатель Совета Палаты Алексей Яшкин, заместитель министра транспорта и автомобильных дорог области Валерий Еремин, депутат Рязанской городской думы Галина Трушина, начальник отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики прокуратуры Рязанской области Роман Астахов, и. о. начальника управления транспорта администрации Рязани Ирина Черноусова, начальник отдела по обеспечению деятельности уполномоченного по защите прав предпринимателей в Рязанской области Максим Майоров, вице-президент Рязанской ТПП Евгений Сорокин, перевозчики, представители СМИ.
Открыв заседание, Татьяна Гусева отметила, что в последнее время от рязанцев поступает очень много жалоб на работу общественного транспорта. Люди долго – иногда по часу – стоят на остановках, автобусы и маршрутки приходят переполненные, приходится их «брать штурмом», интервалы между рейсами большие. Утром жители отдаленных микрорайонов не могут выехать на работу, а вечером добраться домой. Необходимо улучшать ситуацию.
– Жители города, работающие на предприятиях в Недостоеве и Канищеве, с трудом добираются туда, – прокомментировала ситуацию Галина Трушина. – А ведь нужно еще и детей в детский сад и школу отвести… Ведь не всегда так плохо было с общественным транспортом в Рязани, автобусы ходили нормально, по расписанию. В чем же дело сейчас?
– Какие у вас имеются жалобы, предложения? Может быть, необходимо усовершенствовать действующее законодательство в интересах отрасли? – обратился к перевозчикам Роман Астахов.
– К нам поступают жалобы от перевозчиков по поводу экономической обоснованности тарифов, – сказал Максим Майоров, – которые они считают для себя невыгодными.
– В свое время тарифы на перевозку пассажиров увеличили, объяснив это проблемами отрасли, кризисным положением транспортных предприятий, – заметила Татьяна Гусева. – В результате люди были недовольны, а положение автоколонн не улучшилось.
Власти объявили, что в настоящее время разрабатывается концепция транспортной реформы в городе. Что предполагается предпринять для решения названных проблем? На этот вопрос попросили ответить Валерия Еремина.
– Показательно, что на межмуниципальных перевозках таких проблем нет, – сказал Валерий Еремин. – Дело в том, что там перевозчики перешли на контрактную систему. В результате тендеров контракты заключаются с теми, кто предложит лучшие условия. Так, например, перевозчик из Костромы во время пандемии выиграл тендер у местных предпринимателей. Он сейчас обслуживает жителей Александро-Невского, Милославского районов. Жалоб на него нет. В Рязани – другая ситуация, здесь до сих пор не перешли на контрактную систему. Перевозчики на маршрутках работают по нерегулируемым тарифам, они могут в одностороннем порядке менять тарифы, уведомив об этом заранее администрацию города, отменять рейсы, если нет пассажиропотока в какие-то часы. В следующем году ситуация кардинально изменится в связи с тем, что в этой сфере в Рязани также будут проводиться тендеры.
Во время пандемии по федеральному законодательству произошло сокращение движение пассажирского транспорта на 20 процентов, подчеркнул Валерий Еремин. И хотя постепенно положение улучшается, но до сих пор какие-то маршруты и рейсы отменяются.
Валерий Еремин рассказал о концепции новой реформы транспортной отрасли в областном центре. (Как хорошо помнят жители города, два года назад в Рязани презентовали транспортную реформу, разработанную компанией из Санкт-Петербурга. Эта концепция вызвала бурю возмущений на общественных слушаниях и была отложена на неопределенный срок). По его мнению, в Рязани необходимы полосы для общественного транспорта на улицах, где особенно большой пассажиропоток – Московском шоссе, Первомайском проспекте, улице Новоселов и т.д. В результате автобусы не будут простаивать в пробках. Во-вторых: общественный транспорт необходимо переводить на автобусы большой и средней вместимости, которые заменят основную массу маленьких маршруток. В-третьих: частота движения не должна быть равномерной, утром, в часы пик – больше, в остальное время, вечером – меньше. В-четвертых: необходимо убрать все бесплатные парковки в городе. Пусть владельцы личных машин переходят на общественный транспорт. Это тоже позволит решать проблему «пробок». Нужно создать такие условия для перевозчиков, чтобы им было выгодно работать, – заключил свое выступление Валерий Еремин.
Перевозчики, участвующие в заседании, объяснили, почему работать становится невыгодно. Тарифы на проезд в последний раз были повышены 4 года назад, а за это время произошла существенная инфляция, топливо, запчасти, да и подвижной состав в целом сильно подорожали.
– Так чего вы ждете? – обратился к ним Валерий Еремин. – У вас только два выхода: повышать тарифы (делать это надо постепенно, чтобы не волновать население) или направить в горадминистрацию предложения по оптимизации маршрутов.
Перевозчики объяснили, что не хотели бы повышать тарифы в период пандемии: социальные взрывы нам не нужны. Поэтому они ждут поддержки от властей, чтобы решить возникшие проблемы.
Максим Майоров заметил, что проблему тарифов одному-двум перевозчикам отдельно не решить. Это под силу только бизнес-объединению, которого нет. Перевозчикам нужно совместно отстаивать общую позицию, решать общие вопросы.
На заседании «круглого стола» также речь шла о непонятных и непопулярных для населения решениях городских властей, внесших изменения в схему движения общественного транспорта. Так, недавно были ликвидированы более двух десятков коммерческих маршрутов, другие маршруты были продлены. Это еще более ухудшило ситуацию с транспортом в городе. Вот что рассказала сотрудник Рязанской ТПП Анна Нуреева:
– Я живу в Дягилеве. Раньше добиралась до работы автобусом №18 или маршруткой №31. Проблем не было. Теперь маршрутку №31 отменили, а по автобусному маршруту №18 ходит всего одна машина без расписания. Продлили транспортный маршрут №47. В эту маршрутку теперь невозможно втиснуться. Я приспособилась одно время добираться с пересадкой на автобусе №17. Теперь этот маршрут продлили, и автобусы битком набиты пассажирами. Чтобы работникам завода «Красное знамя» добраться из центра до предприятия, приходится делать 3 пересадки. Куда это годится?..
Ирина Черноусова, отвечая на вопросы, сказала, что отмены маршрутов связаны с тем, что по некоторым из них закончилось действие свидетельств на обслуживание, по другим свидетельства отозвал суд. Все отмененные маршруты сдублированы. Жалобы, поступающие от населения, разбираются и принимаются меры. По заявлению Ирины Черноусовой, в последнее время положение улучшается, водители стали точнее соблюдать расписание, количество жалоб сократилось. А самой острой остающейся проблемой Ирина Черноусова назвала нехватку водителей.
На заседании также был затронут вопрос компенсации перевозки льготных категорий пассажиров. Она перечисляется перевозчикам несвоевременно, и они вынуждены какое-то время возить льготников за свой счет.
Как объяснила Ирина Черноусова, запоздания связано с техническими причинами. Порядок оплаты недавно был изменен, и пока законодательный акт прошел все согласования в разных ведомствах, был опубликован и вступил в действие, прошел определенный срок. Теперь компенсации будут перечислять без опозданий, заверила Ирина Черноусова.
– Есть спрос на ваши услуги, люди хотят уехать и готовы заплатить больше, – заявил Алексей Яшкин перевозчикам. – А вы не реагируете, хотя работаете по нерегулируемым тарифам. Дополнительные автобусы не пускаете, время работы не продлеваете.
Перевозчики ответили, что водителей не хватает, на каждом маршруте работает по 2 человека.
– Мы не можем заставить водителей перерабатывать, это связано с безопасностью движения.
– Интервалы тоже имеют большое значение, – заметил Роман Астахов. – Логистика показывает ухудшение в работе автобусов после продления маршрутов. Они не справляются с пассажиропотоком. Надо проводить исследование при помощи самих пассажиров. Необходимо создать специальную рабочую группу, которая будет отслеживать, как выполняются рейсы на разных маршрутах.
Ирина Черноусова ответила на это предложение, что такая группа есть, и она много работает над улучшением схемы пассажирских перевозок. Вся информация об этом есть на официально сайте. Там сообщается о времени проведения совещаний, на них приглашаются все желающие, представители тех районов, где особенно много вопросов по транспорту. Все протоколы и решения группы размещаются на сайте, в социальной сети «ВКонтакте».
Почему об этом никто не знает? – задали резонный вопрос участники заседания. Необходимо лучше информировать население. Тогда у людей не возникало бы лишних вопросов, на которые они не могут получить ответа, обращаются во все инстанции.
В завершение заседания Татьяна Гусева еще раз напомнила, что времени «на раздумье» у перевозчиков остается мало. Когда будут проведены тендеры, на транспортном рынке останутся самые активные и желающие успешно работать. Необходимо начинать переговоры с властью, чтобы совместно искать пути решения названных проблем в сфере пассажирских перевозок. Депутаты тоже готовы помочь в этой работе.
Рязанская ТПП