О необходимости вести активную работу по наращиванию торгового оборота между Россией и Китаем говорили сегодня на встрече с делегацией Всекитайской федерации промышленности и торговли (ВФПТ).
С 2010 года КНР – один из главных торговых партнеров России. Доля Китая во внешнеторговом обороте России в 2015 г. составила 12,1%. Несмотря на то, что в стоимостном выражении товарооборот между странами упал из-за девальвации рубля, фактически снижения не происходит, отметил вице-президент ТПП РФ Владимир Падалко, открывая встречу.
По его словам, у ТПП РФ и ВФПТ схожие цели: наладить взаимодействие между бизнес-кругами двух стран на ещё более высоком уровне. Для этого ТПП России готова задействовать весь имеющийся потенциал: 180 территориальных палат, а также членскую базу – 53000 предприятий. У ВФПТ также хорошие возможности: Федерация имеет более 3,5 тыс. территориальных подразделений во всех регионах КНР, а ее членская база насчитывает более 4,3 млн. юридических лиц.
Вице-президент ВФПТ Ян Цижу подчеркнул, что китайский бизнес очень заинтересован в инвестициях за границу. Уже сейчас многие китайские предприятия открывают свои представительства в России или же организуют производство на территории нашей страны. Одной из целей визита делегации господин Ян Цижу назвал изучение российского рынка, его инвестиционной привлекательности. По его мнению, промышленность, а также туристический сектор являются наиболее перспективными для китайских инвесторов.
О важности туристической отрасли говорила и президент Ассоциации туризма, вице-президент мирового туристического форума Ван Пин. За последний год рост туристического потока из Китая составил 11,7%, и это не предел. В Китае также создан специальный Комитет по туризму в РФ. Для более полного раскрытия потенциала двух стран, Ян Цижу предложил провести совместную российско-китайскую выставку, а также изучить возможность создания совместных предприятий (и возможность китайских компаний встроиться в производственные цепочки в РФ).
Владимир Падалко отметил, что, несмотря на действие санкций со стороны ЕС и девальвацию рубля, Россия остаётся инвестиционно привлекательной даже для стран Евросоюза. Так, с января по сентябрь 2016 года в РФ совместно со странами Европы открыто 106 производств, т.е. рост в этой области составляет 77% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. При этом больше всего интересуется нашим рынком Германия (совместно с этой страной открыто 36 предприятий), на втором и третьем местах – Италия и Франция соответственно. Всё это, по словам Владимира Падалко, свидетельствует о том, что политические перипетии не могут остудить реальный интерес бизнеса. Однако сегодня Россия нацелена, в первую очередь, на сотрудничество в области высокотехнологичного производства, а также производства товаров с высокой добавленной стоимостью.
Президент Ассоциации мебельно-отделочных отраслей Дин Зуохон подчеркнул, что бизнес КНР с пониманием относится к тому, что Россия ориентируется на несырьевой экспорт и восстанавливает производство внутри страны. Он выразил готовность создавать производство в России с использованием российских ресурсов.
Одним из важнейших инструментов развития торгово-экономических отношений между странами является выставочно-ярмарочная деятельность. О возможностях крупнейшего в стране выставочного центра рассказал первый заместитель генерального директора АО «Экспоцентр» Николай Гусев. По его словам, наблюдается рост интереса китайских компаний к российскому рынку. Если в 2011 году на площадке «Экспоцентра» выставлялись 630 предприятий из КНР, то в 2015 году эта цифра возросла до 1500. Китайские предприниматели участвуют в экспозициях по различным темам: продовольствие, легкое машиностроение, детская мода и одежда, нефтегаз, фотоника, связь, химия, мебель, здравоохранение. Однако потенциал производителей из КНР значительно выше, уверен Николай Гусев.
О возможностях Центра международной торговли в области налаживания бизнес-контактов рассказал заместитель директора департамента конгрессной деятельности и развития новых видов бизнеса ПАО «ЦМТ» Николай Пушков. К услугам бизнесменов крупнейший конгресс-центр в России, превосходный ресторанный и отельный сервис. Центр международной торговли ежегодно становится площадкой более чем для 600 мероприятий, и все они проходят на высоком уровне.
О перспективах сотрудничества с Москвой рассказал начальник Управления международного и межрегионального сотрудничества Московской торгово-промышленной палаты Юрий Морозов. Он напомнил, что 7 октября 2015 года Мосгордума приняла Закон «Об инвестиционной политике города Москвы и государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности», согласно которому иностранным стратегическим инвесторам предоставляется защита от некоммерческих рисков.
Подводя итоги встречи, Владимир Падалко предложил рассмотреть возможность подписания соглашения о сотрудничестве между ТПП РФ и Всекитайской федерацией промышленности и торговли. Главными целями взаимодействия он видит налаживание связей между регионами и бизнес-ассоциациями, а также повышение уровня информированности об инвестиционном потенциале обеих стран.
Пресс-служба ТПП РФ, Е.Гаврикова