В Центральном выставочном комплексе «Экспоцентр» прошел финал ежегодного конкурса «Лучшая банковская программа для МСП – 2018». Его уже в третий раз проводит Торгово-промышленная палата России при поддержке Ассоциации российских банков. Главная задача конкурса – стимулировать создание качественных банковских продуктов и услуг для малого и среднего бизнеса.
Финальному подведению итогов предшествовала серьезная подготовительная работа. В ходе заочного этапа конкурса его жюри оценивало деятельность кредитных организаций по 16 критериям. Среди них – стоимость и скорость открытия расчетного счета, количество необходимых для этого документов, ставки кредитов на пополнение оборотных средств, стоимость инкассации и другие.
Надо отметить, что в состав жюри входят только действующие предприниматели, руководители и собственники малого и среднего бизнеса. На заочном этапе конкурса их работа шла в формате «тайного покупателя» с изучением сайтов банков-участников, общением с их консультантами, посещением отделений кредитных организаций. Таким путем достигается объективность оценки банковских услуг, определяется их полезность для реального бизнеса.
До финала конкурса были допущены четырнадцать банков. В самом начале очного состязания по итогам заочного этапа были определены стартовые позиции участников. Лидером с результатом в восемь баллов стал Инвестиционный банк «Веста». За ним с шестью баллами шел «Промсвязьбанк», а дальше с пятью баллами следовали еще два соискателя главного приза конкурса – «Сбербанк России» и РНКБ Банк. Борьба обещала быть острой, и, забегая чуть вперед, можно сказать, что эти ожидания полностью оправдались.
Обычно банкиры — люди серьезные и большей частью консервативные. Но в каждой презентации уже по определению должны быть элементы шоу. И на конкурсе они были представлены в полной мере, от истории успеха паренька из небольшого сибирского городка, который приехал в Москву и стал преуспевающим работником банка до рваных джинсов другого участника, который таким образом подчеркивал близость к своим клиентам из числа представителей малого и среднего бизнеса. Однако люди в зале присутствовали опытные, и их в первую очередь интересовали не столько формы презентации, сколько реальные финансовые продукты и услуги.
Поэтому вопросы, которые задавали генеральный директор ООО «ГеликонМ» Мария Красновская, владелец сети магазинов «Натали» индивидуальный предприниматель Наталья Комарова, соучредитель ООО «КМК-завод» председатель Комитета ТПП РФ по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства Игорь Скляр и другие члены жюри не касались биографии и одежды участников финального этапа, а помогали раскрыть особенности работы представляемых ими кредитных организаций.
Много полезного смогли узнать представители малого и среднего бизнеса на этом конкурсе. Например, то, что в «Промсвязьбанке» они смогут получить кредит до двух миллионов рублей без залога. Или то, что ПАО КБ «УБРиР» открыт для них семь дней в неделю и 24 часа в сутки, а в «Модульбанке» практически все вопросы готовы решать через Интернет.
Ну а за тем, чтобы презентации продуктов кредитных организаций для малого и среднего предпринимательства не слишком отклонялись от реального положения дел в конкретном банке, или от требований действующего законодательства, внимательно следили члены Экспертного совета. В него вошли начальник отдела методологии и анализа рисков финансовой доступности Банка России Юрий Божор, вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова, вице-президенты Ассоциации российских банков Владимир Киевский и Эльман Мехтиев. К этому авторитетному коллективу присоединился и директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития Максим Паршин.
Несмотря на то, что презентации всех четырнадцати финалистов еще в ходе выступления участников подвергались подробному анализу, определить победителей жюри было непросто. И пока шло обсуждение достоинств и недостатков представленных программ, мы взяли короткие интервью у организаторов и участников конкурса.
Елена Дыбова – вице-президент ТПП РФ:
Что было главным, при определении победителей конкурса?
- Мы определяли их по 16 критериям. Они отражают те особенности работы банков, с которыми бизнес имеет дело практически каждый день. Здесь важно все: сколько стоит открытие счета, сколько стоят платежи, как долго длится банковский день. Поэтому сегодня, рассматривая предложения банков, мы оценивали их с точки зрения того, какую часть забот предпринимателей берет на себя кредитная организация. По сути, главным критерием оценки представленных программ стал слоган «Лицом к бизнесу».
Насколько этот конкурс важен для банковского бизнеса?
- Когда мы начинали его три года тому назад, я думаю, что для кредитных организаций это было неочевидным фактором. Потому что основная часть банковского бизнеса ориентируется, прежде всего, на бизнес крупный. Понятно, что один крупный клиент, с которым ты работаешь индивидуально и получаешь многомиллионные обороты намного интереснее, чем малые и средние предприниматели, с которыми суеты много, а деньги очень небольшие. А сейчас ситуация изменилась. Во-первых, кредитные организации столкнулись с усилением внутренней конкуренции, а, во-вторых, банки начинают понимать, что и малый бизнес может быть успешным, может быть надежным партнером, может приносить деньги, брать кредиты на свое развитие. То есть малый бизнес становится интересным покупателем финансовых услуг.
А каких преференций могут ожидать номинанты и победители конкурса?
- Главная преференция, которую они получат, это, во-первых то, что их оценили предприниматели. Они рассказали, что делает их банк, в каком направлении движется. Поэтому я считаю, что наше независимое исследование должно быть интересно любому клиент ориентированному банку. И конечно, мы обязательно рассказываем об итогах конкурса нашим предпринимателям. Все региональные палаты получают информацию о том, в каком банке лучшие условия обслуживания, программы и т.п.
Что на Ваш взгляд надо изменить в работе кредитных учреждений с предпринимателями?
- Главное – еще раз повторю – надо повернуться лицом к бизнесу. Понять и почувствовать, что малый бизнес очень заинтересован в долгосрочном сотрудничестве, а значит воспринимать его надо как прибыльного, я бы сказала желанного клиента.
Мы абсолютно уверены, что этот конкурс ждет долгая и счастливая судьба. Период становления уже завершился. Конкурс доказал свою востребованность. Количество банков-участников с каждым годом растет. Поэтому на будущее конкурса смотрю с оптимизмом. А что касается изменений, то здесь мы исходим из того, что банковская система – это живой организм, который постоянно меняется. И мы постараемся учесть эти перемены при организации и проведении конкурсов в будущем.
Эльман Мехтиев — исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков:
Как вы оценивает сотрудничество с ТПП РФ, и что оно дает Ассоциации российских банков?
- Если мы говорим конкретно про этот конкурс, то еще два года тому назад я сказал, что главное ценное качество его в том, что здесь банки получают оценку предпринимателей. Прошло время, но до сих пор это единственный конкурс, где предприниматели сами оценивают банки. Для нас как для Ассоциации российских банков важно именно то, что кто-то нашел такую организационную форму, при которой банкиры могут не просто понять, а буквально почувствовать, что нужно предпринимателям. И конкурс, который проводит ТПП РФ, – это возможность для банка понять, в чем нуждаются предприниматели, его сегодняшние или потенциальные клиенты.
Мы можем придумать суперпродукт. Но это будет просто наш суперпродукт. А мы должны уметь услышать то, что говорит потребитель. И этот суперпродукт может не взлететь только потому, что там выпущена из виду какая-то мелкая деталь, которая, тем не менее, критично важна для предпринимателя. В этом отношении работа с ТПП РФ для нас одна из самых приоритетных.
После долгих дискуссий жюри конкурса сделало свой выбор. Победителем ежегодного конкурса «Лучшая банковская программа для МСП – 2018» стал ПАО «Промсвязьбанк».
Говорит Евгений Елисеев, главный специалист группы поддержки и развития партнерских программ ПАО «Промсвязьбанк»:
Мы участвуем в конкурсе уже в третий раз. В прошлом году стали финалистами, но победить тогда не удалось. Очень рады нашему нынешнему результату. Очень много людей в нашем банке работало для того, чтобы мы сегодня победили, чтобы думали и действовали в одном направлении. В первую очередь трудно было создать те условия для работы с МСП в самом банке.
Убедить тех, кто отвечает за риски, что можно работать без залога, убедить методологов, юристов. Короче сгладить все наши внутренние углы. И, в конечном счете, мы получили продукт который понравился не только жюри конкурса, но и, надеюсь, всем нашим клиентам.
Лучшими в номинациях ежегодного конкурса «Лучшая банковская программа для МСП – 2018» признаны:
Лучшая презентация – АО «Банк Интеза»
Лучший интернет-сайт – АО КБ «Модульбанк»
Лицом к бизнесу – РНКБ Банк (ПАО)
Выбор экспертного сообщества – РНКБ Банк (ПАО)
Лучшее мобильное приложение – АКБ «РосЕвроБанк» (АО)
Развитие финансовой грамотности бизнеса – Банк Уралсиб и ПАО «Сбербанк России»
Лучшие финансовые условия – Инвестиционный банк «Веста» (ООО)
Победитель конкурса – ПАО «Промсвязьбанк» - получит награду 28 мая 2018 года на торжественной церемонии награждения лауреатов Национальной премии в области предпринимательской деятельности «Золотой Меркурий»
Пресс-служба ТПП РФ, С.Козак