ТАСС. Квоты на закупки госзаказчиками и крупными компаниями с госучастием продукции малых и средних предприятий в РФ нужно увеличить для приоритетных отраслей, они могут достигать 50% вместо предлагаемых 25%. Такое мнение высказали опрошенные ТАСС представители бизнес-объединений, эксперты и предприниматели.
Ранее президент РФ Владимир Путин предложил увеличить до 25% долю товаров и услуг, которые крупные компании и государственные и муниципальные заказчики покупают у малого бизнеса, включая некоммерческие организации. Речь идет и о тех компаниях, которые работают по № 223-ФЗ ("О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"), и о тех, которые работают с госорганами в рамках № 44-ФЗ ("О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд").
Сейчас квота по общим закупкам составляет 20%, по спецторгам - 18%, по закупкам у МСП и социально ориентированных некоммерческих организаций по 44-ФЗ - 15%. Повышенные квоты будут действовать с 1 января 2022 года.
Увеличить квоту
Эксперты считают, что квота может быть увеличена для заказчиков из отдельных индустрий. "В первую очередь речь должна идти о приоритетных отраслях - IT, технологические товары, экология - то, где важно развивать предпринимательство", - говорится в комментарии депутата Госдумы, координатора бюро расследований Общероссийского народного фронта (ОНФ) Антона Гетты, предоставленном ТАСС пресс-службой ОНФ.
По его словам, эксперты ОНФ не раз подчеркивали, что в некоторых сферах традиционно работают только представители малого и среднего бизнеса. Это, например, сфера благоустройства, строительства и ремонта небольших объектов, оказание услуг по уборке территорий и помещений и так далее. "Тут возникнет математическая задача - как учитывать 100% выполнение квоты по одному показателю и, например, недовыполнение по закупкам в целом. Но эта задача решаема с развитием цифровизации госзакупок", - убежден он.
Директор компании по тендерному сопровождению бизнеса "Еа тендер", член Партии роста Алексей Батурин также считает, что по отдельным категориям квоты можно поднять до 50%. "Есть такие заказчики, у которых практически все количество закупаемого объема можно "проторговать" у субъекта малого предпринимательства, поэтому можно рассматривать по отдельным категориям [повышение квоты] до 50%. Это однозначно строительство некрупных объемов, благоустройство. Огромное количество категорий товарного бизнеса подпадает под эти категории", - пояснил он.
Глава Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин также отметил, что установленная на сегодняшний день минимальная доля закупок у МСП для крупнейших компаний с госучастием в 20% "в целом выполняется и даже перевыполняется". Он считает, что государству необходимо и дальше двигаться в направлении расширения доступа малых и средних предпринимателей к закупкам крупного бизнеса. По словам Катырина, в России почти 6 млн субъектов МСП, но "не более 2% тех, кто участвует в закупках".
"Нужно не только увеличивать минимальную долю, но и стандартизировать процесс закупок, ввести единые требования к предмету закупки, расширить перечень закупаемых товаров и услуг, таким образом стимулировать интерес предпринимателей к закупкам крупных компаний", - сказал он.
Президент "Опоры России" Александр Калинин напомнил, что доля МСП в валовом внутреннем продукте страны составляет порядка 20%. "И увеличение квоты - шаг к тому, чтобы доля малого бизнеса в экономике страны стала 25%", - сказал Калинин, высказав уверенность, что этот показатель может быть достигнут в 2025 году.
Проблемы участия в закупках
Эксперты назвали ряд проблем, из-за которых малый и средний бизнес не слишком активно участвует в закупочных процедурах.
Например, добросовестные подрядчики сталкиваются с проблемой демпинга на торгах, сказал ТАСС председатель комитета по промышленности московского городского отделения "Опоры России", заместитель генерального директора "Юнител инжиниринг" Вадим Арутинов. По его словам, иногда находится не очень ответственная компания, которая понижает цену. Компания надеется, что сможет поднять цену после заключения договора, либо уменьшить объем товаров или поменять номенклатуру.
"Механизма борьбы с демпингом не существует, потому что с одной стороны ФАС вроде бы понимает эту проблему, а с другой стороны она не хочет ограничивать конкуренцию. Поэтому здесь есть коллизии, и, к сожалению, страдают как раз добросовестные участники торгов, которые дают реальные цены с учетом разумной экономики. Вот это - проблема, и здесь надо каким-то образом законодательно защищать добросовестных участников торгов - компании МСП против этого демпинга", - сказал Арутинов.
Батурин отметил неопытность предпринимателей и их ошибки при подаче документации "и при подготовке документов в принципе". Он предположил, что нужно упростить инструкцию для подачи, что увеличит приток бизнеса в эту сферу.
О наличии такой проблемы говорит и председатель совета директоров транспортно-логистичеcкого холдинга "Совфрахт" Дмитрий Пурим. "Чтобы выполнять требования 223-ФЗ и 44-ФЗ многим предприятиям малого бизнеса не хватает квалификации для заполнения сотен страниц на торговых площадках. Ведь на каждой из них требования похожие, но "заливать" документы приходится каждый раз по-новому. Возможно, нужно создать единый реестр предприятий, вообще способных участвовать в госзакупках, и по одной процедуре раз в году подтверждать свою дееспособность, квалификацию и тому подобное", - сказал он.
Источник: https://tass.ru/ekonomika/11951227